• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Цифры месяца: успехи и провалы школьников, занятость педагогов и студенты курсов

Представлены в инфографике данные самых интересных исследований и статистики, которые стали известны в июле. Новый информационный бюллетень НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга экономики образования выявил ключевые дефициты в учительских компетенциях и необходимых им методиках.  Источник: Skillbox Media

Иллюстрация к новости: В НИУ ВШЭ выявили трудовые ценности нового поколения студентов вузов

В НИУ ВШЭ выявили трудовые ценности нового поколения студентов вузов

Интерес к работе почти догнал высокую зарплату, третья по значимости ценность — надёжность рабочей позиции

Школьные учителя в изменяющихся условиях: адаптивность и готовность к инновациям

В информационном бюллетене рассматривается состояние школьных кадров в русле изменений, происходящих в системе общего образования. Выявление качественных характеристик, отличающих данный этап, включает привязку к важным контекстам: возрасту, стажу работы, квалификации. Существенным аспектом анализа является тип образовательной организации, в которой работают педагоги, по отношению к территории (села, малые и средние города, крупные города, столичные агломерации). Констатируется, что молодые педагоги (моложе 30 лет, со стажем менее 5 лет) – самая уязвимая и испытывающая наибольшую неудовлетворенность категория педагогических кадров. Недовольство условиями работы стимулирует готовность сменить не только ее место, но и профессию. Педагоги максимально продуктивного возраста (со стажем работы от 5 до 20 лет) в сравнении с более молодыми и более старшими коллегами больше загружены как основной работой, так и бюрократическими обязанностями. Большинство педагогов считают уровень своей заработной платы неудовлетворительным и хотели бы получать как минимум вдвое больше. При этом их не устраивает не только размер заработной платы, но и непрозрачность механизмов ее начисления.

Возможности для раскрытия и развития талантов детей в общеобразовательных организациях

В информационном бюллетене исследуются условия для выявления и развития талантов детей в массовой общеобразовательной школе. Анализируется субъективное восприятие родителями и педагогами детской одаренности, возможностей ее развития на базе школы. Рассматриваются особенности запроса семей на создание условий для выявления и развития талантов. Описывается актуальное положение дел в части специализации школ (или образовательных программ), которая обеспечивает углубленное изучение предметов, профилизацию, индивидуализацию обучения и расширение образовательных возможностей (дополнительные занятия, кружки и секции) на базе школ. Особое внимание уделяется вопросам подготовки и стимулирования педагогов к работе с мотивированными и одаренными учащимися. Исследование основано на результатах опросов обучающихся, их родителей и педагогов общеобразовательных организаций, проведенных в рамках Мониторинга экономики образования в 2020 г.

Иллюстрация к новости: Исследователи установили причины списывания у студентов

Исследователи установили причины списывания у студентов

Одна из причин — пассивный педагогический подход

Кружки до вуза доведут? Найдена связь между допобразованием и планами на поступление

80% школьников в прошлом учебном году посещали кружки

Школьники ходят на кружки около 10 часов в неделю, выяснили эксперты ВШЭ. Источник: Ведомости.ru

Участие школьников в дополнительном образовании

В новом информационном бюллетене, представлены результаты исследования масштаба и структуры участия российских школьников в дополнительном образовании, равенства возможностей различных групп детей, стратегий семей. Базой данных настоящего исследования являются результаты проведенного в рамках «Мониторинга экономики образования» в 2020 г. опроса родителей, дети которых посещают общеобразовательные организации. Ключевыми направлениями анализа стали вовлеченность современных школьников в занятия дополнительным образованием в школе и вне школы, ее особенности в зависимости от возраста, типа образовательной организации, места жительства, социально-экономических характеристик семьи и других факторов. Описываются структура вовлеченности школьников в различные направления и формы дополнительного образования (включая репетиторство), распределение времени, затрачиваемого ребенком на различные виды учебных занятий, в том числе соотношение платных и бесплатных занятий, изменение доступности бесплатных занятий в последние годы. Рассматриваются барьеры, препятствующие вовлечению школьников в дополнительное образование в школе и вне школы. Анализируются эффекты занятий дополнительным образованием, их взаимосвязь с успешностью ребенка и планами продолжения образования. Формулируются рекомендации для государственной политики по обеспечению доступности дополнительного образования, равенства в использовании его возможностей для развития и профессионального самоопределения.

Чем больше у педагога в классе неуспешных, тем больше он приписывает ответственность семье

Хотя зачастую неуспешность учеников связана как раз с профессиональными дефицитами учителя, а не с какими-то другими факторами. Источник: Skillbox Media

Субъективное восприятие образовательного неравенства школьников

В новом выпуске информационного бюллетеня представляются результаты изучения нового для российской исследовательской повестки феномена — субъективного восприятия образовательного неравенства. Базой данных настоящего исследования являются результаты опроса МЭО-2020 (анкета домохозяйств). Авторы описывают и интерпретируют результаты с использованием уже традиционной рамки образовательного неравенства и рамки восприятия неравенства, не столь часто применяемой в исследованиях образования. Основным результатом исследования является фиксация существенной разницы субъективного восприятия различных аспектов системы образования (доступность, качество, перспективные образовательные траектории, меры поддержки учащихся и др.) между семьями с разным уровнем доходов и образования. Обсуждаются возможные выводы из результатов исследования для образовательной политики, в частности для организации информирования населения.