• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Организация благополучных образовательных переходов в раннем возрасте

В информационном бюллетене представлены результаты исследования организации благополучных образовательных переходов в раннем и дошкольном возрасте. Базой данных настоящего исследования являются результаты опросов воспитателей дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста в рамках Мониторинга экономики образования в 2020/2021 году. Ключевыми направлениями анализа стали факторы, признаваемые значимым для благополучного перехода:
- особенности организации дошкольного образовательного опыта детей;
- поддержка формирования готовности к школе в условиях дошкольной образовательной организации;
- представления родителей и их ожидания по отношению к поддержке образовательных переходов;
- мера согласованности представлений семьи и воспитателей.

Предлагаем Вашему вниманию информационный бюллетень № 16(33), 2022 «Организация благополучных образовательных переходов в раннем возрасте», подготовленный Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» в рамках Мониторинга экономики образования.

Главные выводы выпуска:

  • Со стороны педагогов наиболее популярными формами поддержки перехода остаются знакомство ребенка со сверстниками и консультирование членов его семьи. Поддержка адаптации ребенка к детскому саду педагогами не всегда и не везде организуется, а многие родители не знают об ее важности.
  • Условия, создаваемые для подготовки к школе в большинстве случаев, ограничиваются бесплатными занятиями с воспитателем. Наиболее распространены развитие мышления, памяти, речи и готовности к овладению грамотой, обучение счету, совершенствование мелкой моторики. Навыкам взаимодействия со сверстниками, работы в коллективе уделяется меньшее внимание. Воспитатели предпочитают использовать игровые методы, сообразные интересам и задачам развития дошкольников.
  • Родители хотели бы обеспечить детей дополнительной психологической поддержкой, условиями для развития мышления, памяти, речи, усидчивости, внимания, готовности к овладению грамотой.
  • По ряду вопросов были выявлены различия между реально проводимыми мероприятиями и мнением о них родителей (в частности, о занятиях по формированию усидчивости, обучению ответственности, аккуратности, счету, финансовой грамотности, развитию мышления, памяти, речи). В целом можно отметить общность представлений семьи и педагогов о том, как должна быть организована работа по подготовке к школе. Мониторинг показал высокую удовлетворенность большинства родителей этой работой и скорее положительную оценку ее динамики.

№ 16(33), 2022 Нисская А.К. «Организация благополучных образовательных переходов в раннем возрасте»