О проекте
Мониторинг экономики образования (МЭО) – крупномасштабный проект Высшей школы экономики, реализуемый с 2002 года. МЭО представляет собой единственную в России систему ежегодных социологических и статистических исследований, носящую комплексный характер, охватывающую все уровни образования и позволяющую выявить оценки потребителей и производителей образовательных услуг. МЭО не только позволяет проанализировать долгосрочные тренды, но и постоянно адаптируется к приоритетным задачам государственной образовательной политики. МЭО дает возможность выявить детерминанты и характеристики массового выбора в системе образования, образовательные траектории, мотивации, стратегии, поведение участников рынка образовательных услуг, а также провести оценивание финансовых потоков, связанных с получением образования, потоков обучающихся в системе образования. Таким образом, МЭО создает основу для качественной характеристики экономических процессов и механизмов в сфере образования с учетом масштабов и структуры рынков образовательных услуг, востребованности образовательных программ, условий их реализации. Информация, получаемая в ходе МЭО, может служить для независимой оценки качества образования, а также мер государственной политики, проводимой в данной сфере. Регулярное проведение МЭО обеспечивает выявление тенденций, рисков и барьеров в сфере образования. Результаты проекта позволяют оценить ход реализации мероприятий, направленных на развитие системы образования и, в случае необходимости, провести их корректировку.
МЭО – это университетский проект. В его реализации принимают участие эксперты Института статистических исследований и экономики знаний, Института образования, Института институциональных исследований, Института государственного и муниципального управления, Лаборатории исследований рынка труда и Центра внутреннего мониторинга, специализирующиеся на изучении развития сферы образования.
Проект отличается широким информационным охватом. Во-первых, в его рамках проводятся социологические обследования в образовательных организациях ключевых уровней: дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования и высшего образования. Во-вторых, выявляются мнения различных участников рынка образовательных услуг – как потребителей (населения, в том числе обучающихся, или их родителей, выпускников, и работодателей), так и производителей – руководителей и педагогических работников образовательных организаций всех уровней и форм собственности. С 2020 года расширена повестка изучения процессов в сфере профессионального образования.
Сбор данных в рамках социологических обследований МЭО осуществляется по России в целом, а также по макрорегионам (г. Москва, федеральные округа), которые существенно различаются по своему географическому положению, социально-экономической ситуации, показателям уровня жизни и другим характеристикам. Это позволяет составить представление о типичных ситуациях в сфере образования, а также учесть их разнообразие, обусловленное региональной спецификой.
Кроме того, начиная с 2020 года в рамках МЭО проводятся исследования на основе использования инструментария iFORA (Intelligent Foresight Analytics), представляющего собой систему анализа больших данных, разработанную и развиваемую в Институте статистических исследований и экономики знаний. В основе системы iFORA лежат алгоритмы быстрой семантической обработки миллионов полнотекстовых документов, анализа неструктурированных данных с использованием машинного обучения. Методология включает сбор больших массивов неструктурированной информации из открытых источников; обработку собранных неструктурированных текстовых и метаданных с использованием инструментов, основанных на количественных алгоритмах статистического, синтаксического и семантического анализа; различные виды анализа собранных документов.
Итоги исследований МЭО традиционно становятся основой подготовки большого объема информационно-аналитических и статистических материалов. Среди них информационные бюллетени серии «Мониторинг экономики образования», информационно-аналитические материалы по результатам социологических обследований, а также научные публикации по результатам проекта и публикации в СМИ.
Основные источники информации МЭО:
-
результаты социологических обследований (массовых опросов и качественных исследований - глубинных интервью, фокус - групп);
-
результаты специальных статистических обследований в образовательных организациях;
-
материалы государственной и ведомственной статистики;
-
данные Министерства финансов, характеризующие объемы и структуру бюджетного финансирования системы образования;
-
экспертные оценки.