• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школьные учителя в изменяющихся условиях: адаптивность и готовность к инновациям

В информационном бюллетене рассматривается состояние школьных кадров в русле изменений, происходящих в системе общего образования. Выявление качественных характеристик, отличающих данный этап, включает привязку к важным контекстам: возрасту, стажу работы, квалификации. Существенным аспектом анализа является тип образовательной организации, в которой работают педагоги, по отношению к территории (села, малые и средние города, крупные города, столичные агломерации). Констатируется, что молодые педагоги (моложе 30 лет, со стажем менее 5 лет) – самая уязвимая и испытывающая наибольшую неудовлетворенность категория педагогических кадров. Недовольство условиями работы стимулирует готовность сменить не только ее место, но и профессию. Педагоги максимально продуктивного возраста (со стажем работы от 5 до 20 лет) в сравнении с более молодыми и более старшими коллегами больше загружены как основной работой, так и бюрократическими обязанностями. Большинство педагогов считают уровень своей заработной платы неудовлетворительным и хотели бы получать как минимум вдвое больше. При этом их не устраивает не только размер заработной платы, но и непрозрачность механизмов ее начисления.

Предлагаем Вашему вниманию информационный бюллетень № 15(32), 2022 «Школьные учителя в изменяющихся условиях: адаптивность и готовность к инновациям», подготовленный Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» в рамках Мониторинга экономики образования.

Главные выводы выпуска:

  • Тенденции в динамике показателей состояния педагогических кадров имеют свою территориальную специфику, особенно в отношении доли молодых и опытных педагогов. Кроме того, школы испытывают дефицит педагогов в области индивидуального сопровождения развития детей, что фиксируется родителями учащихся.
  • Педагоги школ значительно перегружены. В большей степени это касается контингента учителей среднего возраста. Молодые преподаватели чаще загружают себя дополнительной работой, не связанной со своей школой, а также занимаются репетиторством. Весь педагогический персонал фиксирует существенный груз текущей отчетности. Молодые учителя, по собственному признанию, менее отягощены работой с цифровыми сервисами по сравнению с более возрастными коллегами. В целом все категории учителей отмечают рост своей загруженности в последние два года. Это связано с повышением не только уровня отчетности, но и урочной и внеурочной нагрузки.
  • Существует неоднородность профессиональных дефицитов, когда более молодые педагоги чаще испытывают проблемы коммуникации со сложными учащимися и учениками с особенностями здоровья, а учителя старше 50 лет обращают внимание на нехватку у себя цифровых навыков. Основной проблемой, препятствующей профессиональному развитию, педагоги считают отсутствие необходимых стимулов. Для молодых учителей вопросы стимулов и времени являются более актуальными, чем для преподавателей старшей возрастной когорты.
  • Проблемы профессионального выгорания вследствие перегрузки, невысокого уровня заработной платы, отсутствия стимулов для профессионального и личностного роста определяют общее состояние педагогических кадров. Однако большинство учителей любят свою профессию, удовлетворены местом своей работы или просто не готовы предпринимать активных действий для изменения сложившейся ситуации. Более критично по отношению к своей профессии и месту работы настроены молодые учителя, хотя их коллеги в самом продуктивном возрасте (30–50 лет) и с достаточным стажем (5–20 лет) также испытывают серьезный стресс из-за неудовлетворенности условиями своей профессиональной деятельности.
  • Фактор неконкурентной заработной платы остается наиболее острым для учителей сегодня. Он влияет на их общее материальное благополучие, вынуждая перерабатывать, брать высокую нагрузку, заниматься репетиторством. Педагоги считают справедливой заработную плату как минимум наполовину выше получаемой, а около трети полагают, что она должна вдвое превышать существующую. Именно невысокий уровень заработной платы препятствует общей поддержке мер государства по модернизации и развитию образования, снижая их эффективность.
№ 15(32), 2022 Заир-Бек С.И., Анчиков К.М. «Школьные учителя в изменяющихся условиях: адаптивность и готовность к инновациям»