• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Участие школьников в дополнительном образовании

В новом информационном бюллетене, представлены результаты исследования масштаба и структуры участия российских школьников в дополнительном образовании, равенства возможностей различных групп детей, стратегий семей. Базой данных настоящего исследования являются результаты проведенного в рамках «Мониторинга экономики образования» в 2020 г. опроса родителей, дети которых посещают общеобразовательные организации. Ключевыми направлениями анализа стали вовлеченность современных школьников в занятия дополнительным образованием в школе и вне школы, ее особенности в зависимости от возраста, типа образовательной организации, места жительства, социально-экономических характеристик семьи и других факторов. Описываются структура вовлеченности школьников в различные направления и формы дополнительного образования (включая репетиторство), распределение времени, затрачиваемого ребенком на различные виды учебных занятий, в том числе соотношение платных и бесплатных занятий, изменение доступности бесплатных занятий в последние годы. Рассматриваются барьеры, препятствующие вовлечению школьников в дополнительное образование в школе и вне школы. Анализируются эффекты занятий дополнительным образованием, их взаимосвязь с успешностью ребенка и планами продолжения образования. Формулируются рекомендации для государственной политики по обеспечению доступности дополнительного образования, равенства в использовании его возможностей для развития и профессионального самоопределения.

Предлагаем Вашему вниманию информационный бюллетень № 13(30), 2022 «Участие школьников в дополнительном образовании», подготовленный Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» в рамках Мониторинга экономики образования.

Главные выводы выпуска:

  • Подавляющее большинство российских учащихся (80%) вовлечены в занятия дополнительным образованием. Этот показатель несколько увеличился за последние пять лет: по данным опроса родителей, проведенного в рамках МЭО в 2016 г., дополнительные образовательные занятия посещали около 70% школьников.
  • Три четверти обучающихся, вовлеченных в программы дополнительного образования, посещают занятия за пределами школы. Многие совмещают занятия в кружках и секциях в школе и вне ее. Основными причинами того, что дети не посещают дополнительные занятия в школе, является отсутствие интересных для них занятий или наличие более привлекательных предложений вне школы.
  • На дополнительные занятия школьники в среднем затрачивают около 10 ч в неделю. Дефицит личного времени у современного школьника является одним из ведущих факторов, ограничивающих участие в дополнительном образовании. Существенно, что он в немалой степени обусловлен большим объемом времени, уходящим на подготовку к школьным занятиям.
  • Участие ребенка в дополнительном образовании по всем параметрам (место, интенсивность, время, направленность и др.) зависит от уровня образования родителей и материального положения семьи, территории проживания. При этом наиболее выражено влияние социально-экономических факторов на неравенство участия детей в дополнительных занятиях проявляется за пределами школы.
№ 13(30), 2022 Косарецкий С.Г., Гошин М.Е., Иванов И.Ю. «Участие школьников в дополнительном образовании»