• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Возможности для раскрытия и развития талантов детей в общеобразовательных организациях

В информационном бюллетене исследуются условия для выявления и развития талантов детей в массовой общеобразовательной школе. Анализируется субъективное восприятие родителями и педагогами детской одаренности, возможностей ее развития на базе школы. Рассматриваются особенности запроса семей на создание условий для выявления и развития талантов. Описывается актуальное положение дел в части специализации школ (или образовательных программ), которая обеспечивает углубленное изучение предметов, профилизацию, индивидуализацию обучения и расширение образовательных возможностей (дополнительные занятия, кружки и секции) на базе школ. Особое внимание уделяется вопросам подготовки и стимулирования педагогов к работе с мотивированными и одаренными учащимися. Исследование основано на результатах опросов обучающихся, их родителей и педагогов общеобразовательных организаций, проведенных в рамках Мониторинга экономики образования в 2020 г.

Предлагаем Вашему вниманию информационный бюллетень № 14(31), 2022 «Возможности для раскрытия и развития талантов детей в общеобразовательных организациях» , подготовленный Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» в рамках Мониторинга экономики образования.

Главные выводы выпуска:

  • По мере взросления школьника растут запросы семей на создание условий для выявления и развития его способностей и индивидуальный подход к обучению, и одновременно усиливается их неудовлетворенность существующими возможностями школ.
  • На данном этапе большинство школ заметно уступает внешкольному сектору в возможности удовлетворить запрос семей на развитие талантов детей, особенно в части разнообразия и качества программ дополнительного образования.
  • В школах не обеспечиваются равные возможности для раскрытия и развития талантов детей из разных групп семей, проживающих в разных типах территорий, что обусловлено совокупностью факторов: стратификацией школ по образовательным ресурсам, субъективными представлениями педагогов о способностях детей, особенностями стратегий семей с разным социокультурным капиталом.
  • Родители недостаточно информированы об имеющихся возможностях выявления и развития талантов.
  • Существующая система стимулирования работы учителя с мотивированными и талантливыми детьми несовершенна. Притом, что учителя получают дополнительные выплаты чаще всего именно за дополнительные занятия с одаренными детьми, объем этих занятий незначителен, эффективность мала, а процедуры отбора учащихся не прозрачны.
  • Обеспечение успеха каждого ребенка как приоритета государственной политики возможно при создании условий для раскрытия и развития талантов именно в массовой школе, прежде всего за счет индивидуализации обучения по основной образовательной программе и расширения возможностей получения разнообразного дополнительного образования.
  • Важными направлениями развития работы с одаренными детьми видятся:
- развитие системы коммуникаций с родителями относительно имеющихся в школе возможностей выявления и поддержки талантов;
- увеличение охвата педагогов программами повышения квалификации для работы с мотивированными и талантливыми учащимися;
- повышению мобильности сельских школьников для обеспечения их участия в конкурсах и соревнованиях регионального и федерального уровней.

№ 14(31), 2022 Косарецкий С.Г., Анчиков К. М., Мерцалова Т. А. «Возможности для раскрытия и развития талантов детей в общеобразовательных организациях»