• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образование

Возможности российских школ для поддержки и развития детей, имеющих трудности в обучении

В информационном бюллетене представлены результаты исследования возможностей российских школ и семей в преодолении академической неуспешности, а также причин её возникновения. Базой данных настоящего исследования являются результаты опросов родителей обучающихся и педагогов общеобразовательных организаций в рамках Мониторинга экономики образования в 2020/2021 году. Ключевыми направлениями анализа стали представления родителей и педагогов о причинах академической неуспешности детей, и возможностях для их преодоления, предоставляемых современными российскими школами, и имеющимися у семей. В рамках анализа выявляется, в какой позиции находятся «неуспешные» школьники в сравнении с их более академически успешными сверстниками. Данные анализируются в разрезе групп родителей с разным уровнем успеваемости детей и групп школ, отличающихся по доле неуспевающих учеников.

Внеучебная деятельность как фактор академической успешности студентов

В новом выпуске информационного бюллетеня анализируются масштабы внеучебной деятельности студентов российских вузов и оценивается возможность ее использования в качестве дополнения к образовательной программе с целью повышения успешности студентов в обучении. Полученные результаты могут применяться для проектирования учебной среды, создания новых студенческих инициатив в вузе, а также для корректировки учебного плана с целью более активного вовлечения студентов во внеучебную деятельность.

Кадры для цифровой трансформации высшего образования: сотрудники ИКТ - подразделений

В новом выпуске информационного бюллетеня ИСИЭЗ НИУ ВШЭ впервые представляет оценки кадрового потенциала подразделений, ответственных за цифровизацию образования и формирование цифровой среды российских вузов. Исследование включает анализ текущего состояния кадрового обеспечения, а также ожиданий руководителей ИКТ-блоков относительно их будущего кадрового развития.

Научные подразделения в российских вузах: стратегии развития и барьеры

Сегодня перед российскими вузами стоит ряд амбициозных задач в области научно-технологического развития страны. Особая роль в их решении отводится подразделениям, ориентированным, в первую очередь, на выполнение научно-исследовательских работ различных типов – занятых реализацией исследовательских проектов, подготовкой публикаций, экспертно-аналитической деятельностью и т.п. В настоящем выпуске на основе данных Мониторинга экономики образования (МЭО) в 2020–2021 гг. описаны особенности функционирования таких подразделений и отдельные аспекты их стратегического развития. В рамках МЭО был проведен опрос руководителей подразделений вузов, в котором приняли участие руководители более 1.5 тыс. подразделений вузов (деканы факультетов, зав. кафедрами, директора институтов, руководители центров, лабораторий и др.). Из них 16.9% указали, что их подразделения ориентированы, в первую очередь, на выполнение научно-исследовательских работ различных типов (реализация исследовательских проектов, подготовка публикаций, экспертно-аналитическая деятельность и т.п.). В данном выпуске описаны особенности функционирования и стратегии развития именно таких подразделений. Для удобства и с учетом специфики их деятельности все они отнесены к категории «научные».

Измерение учебной вовлеченности студентов как инструмент оценки качества Российского высшего образования

Новый выпуск информационного бюллетеня посвящен анализу потенциала индикаторов учебной вовлеченности студентов для оценки качества российского образования в вузах. Измерение студенческой вовлеченности – распространенный подход к оценке качества высшего образования, предполагающий, что развитие навыков и мышления студента происходит за счет его участия в активностях, доступных ему/ей в университете. В данной работе приведен обзор исследований студенческой вовлеченности в России и мире, а также представлены данные об учебной вовлеченности российских студентов.

Дистанционный режим как вызов для школьного образования

В свежем выпуске информационного бюллетеня № 6(23), 2022 «Дистанционный режим как вызов для школьного образования»  анализируется ситуация массового перехода школ на дистанционный режим обучения в период пандемии и её видение ключевыми участниками образовательного процесса – семьями (в лице родителей), и учителями. Рассмотрены основные вызовы и аспекты готовности к работе в удаленном режиме. В частности, были выделены группы учителей и учащихся, которые столкнулись с наибольшими трудностями в период перехода на дистанционный формат обучения.

Роль семьи в образовании ребенка: конструирование образовательного пространства и коммуникация со школой

Очередной выпуск информационного бюллетеня № 5(22), 2022 «Роль семьи в образовании ребенка: конструирование образовательного пространства и коммуникация со школой»посвящен исследованию роли семьи в образовании ребенка. В качестве массива данных для анализа используются результаты онлайн-опроса родителей школьников 1–11-х классов, проведенного в рамках проекта «Мониторинг экономики образования» в 2020 г. Рассматривается, как родители конструируют образовательное пространство детей, выбирая школу и дополнительные виды занятий, каким образом участвуют в обучении ребенка в школе и дома. Анализируются мнения родителей о школе, обучении ребенка, его взаимодействии с педагогами и сверстниками. Особое внимание уделяется аспектам неравенства в образовании, различиям в имеющихся возможностях и ресурсах, разнице в стратегиях поведения социальных групп.

Внутреннее управление российских вузов: взгляд практиков в условиях меняющейся среды

В выпуске информационного бюллетеня № 4(21), 2022 «Внутреннее управление российских вузов: взгляд практиков в условиях меняющейся среды» представлен анализ внутреннего управления в российских государственных вузах, которые включены в сложную систему правил, ограничений и стимулов. Приводятся ключевые характеристики условий работы российских вузов, включая государственное регулирование, новые проекты по трансформации управления вузами, типичные внутренние структуры принятия решений в вузах. Рассматриваются управленческие подходы российских вузов в следующих трех разрезах: структура принятия решений, стратегии и приоритеты развития, практики «хорошего менеджмента». Эмпирической базой анализа является опрос руководителей вузов и руководителей научных и образовательных подразделений вузов в рамках Мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ. Исследование базируется на сравнении трех групп вузов – ведущие, средние, отстающие – по данным Мониторинга эффективности деятельности вузов Минобрнауки России.

Переход «учеба — работа» студентов и выпускников программ среднего профессионального образования

В новом выпуске информационого бюллетеня анализируется текущее состояние перехода «учеба – работа» студентов и выпускников системы среднего профессионального образования, исследуются их карьерные и образовательные планы. Рассмотрены аспекты трудоустройства выпускников организаций СПО, в частности следующие вопросы: совмещение студентами учебы и работы, соответствие специализации выполняемой работе, способы поиска работы, финансовые ожидания, самооценка студентами и выпускниками своих профессиональных знаний и навыков и др.

Подготовка кадров для системы СПО: федеральные и региональные инициативы

Выпуск посвящен изучению современной системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников СПО. Проведен комплексный анализ человеческого капитала работников, осуществляющих реализацию профессиональных образовательных программ, и определены ключевые вызовы, связанные с его увеличением. В основу исследования положены результаты опроса преподавателей и мастеров производственного обучения организаций СПО, проведенного в 2020 г. в рамках проекта «Мониторинг экономики образования», а также данные федеральных статистических наблюдений, Мониторинга качества подготовки и Академии «Ворлдскиллс Россия».