Измерение учебной вовлеченности студентов как инструмент оценки качества Российского высшего образования
Новый выпуск информационного бюллетеня посвящен анализу потенциала индикаторов учебной вовлеченности студентов для оценки качества российского образования в вузах. Измерение студенческой вовлеченности – распространенный подход к оценке качества высшего образования, предполагающий, что развитие навыков и мышления студента происходит за счет его участия в активностях, доступных ему/ей в университете. В данной работе приведен обзор исследований студенческой вовлеченности в России и мире, а также представлены данные об учебной вовлеченности российских студентов.
Главные выводы выпуска:
- Российские студенты демонстрируют высокие показатели посещаемости занятий как в очном формате, так и форматах, предполагающих использование онлайн-технологий. Что касается их активности, то чаще всего они участвуют в обсуждениях на занятиях, выступают с докладами. В среднем, каждый второй студент часто практикует совместное обучение с другими студентами, хотя можно отметить тот факт, что вовлеченность студентов за пределами аудитории ниже. Наиболее проблемной областью является взаимодействие с преподавателями, особенно в части обращений за помощью в тех случаях, когда студент испытывает трудности и не может разобраться в сложном предмете.
- На основе анализа показателей студенческой вовлеченности можно выделить следующие группы риска: студенты старших курсов и студенты с низкой удовлетворенностью обучением. Данные студенты демонстрируют меньшую вовлеченность, что впоследствии приводит к низким оценкам.
- Показатели студенческой вовлеченности имеют положительную статистическую взаимосвязь с показателями успеваемости студентов и удовлетворенности образовательным процессом.
- Подход по оценке студенческой вовлеченности может быть использован в рамках одной или нескольких образовательных организаций высшего образования в качестве «инструмента самообследования» в целях разработки образовательной политики и улучшения учебного процесса. При этом его не стоит использовать для рейтингования вузов и оценки внешними организациями. Важным достоинством подхода по оценке студенческой вовлеченности является то, что сами показатели являются ключом к тем мерам, которые могут помочь улучшить образовательный процесс и способствовать более высоким образовательным результатам студентов.