• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Роль семьи в образовании ребенка: конструирование образовательного пространства и коммуникация со школой

Очередной выпуск информационного бюллетеня № 5(22), 2022 «Роль семьи в образовании ребенка: конструирование образовательного пространства и коммуникация со школой»посвящен исследованию роли семьи в образовании ребенка. В качестве массива данных для анализа используются результаты онлайн-опроса родителей школьников 1–11-х классов, проведенного в рамках проекта «Мониторинг экономики образования» в 2020 г. Рассматривается, как родители конструируют образовательное пространство детей, выбирая школу и дополнительные виды занятий, каким образом участвуют в обучении ребенка в школе и дома. Анализируются мнения родителей о школе, обучении ребенка, его взаимодействии с педагогами и сверстниками. Особое внимание уделяется аспектам неравенства в образовании, различиям в имеющихся возможностях и ресурсах, разнице в стратегиях поведения социальных групп.

Предлагаем Вашему вниманию информационный бюллетень № 5(22), 2022 «Роль семьи в образовании ребенка: конструирование образовательного пространства и коммуникация со школой», подготовленный НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга экономики образования.

Главные выводы выпуска:

  • В основном родители либо не имеют возможности выбрать школу, потому что это единственная школа в их населенном пункте, либо не рассматривают другие варианты, если наиболее доступный их в целом устраивает. Родители, рассматривающие другие варианты, в целом более критичны в оценке школы, где учится их ребенок. Таких родителей больше в крупных населенных пунктах и среди более образованных респондентов. В процессе обучения четверть семей переводит ребенка в другую школу либо потому, что в предыдущей школе у ребенка какие-то проблемы во взаимоотношениях с учителями или педагогами, либо потому, что семья заинтересована в более значительных образовательных достижениях.
  • В ситуации расширения границ образования школа перестает быть единственным источником образования. Семьи дополняют образование ребенка различной деятельностью как в стенах его школы, так и за ее пределами. Однако важно, что доля детей с обедненным образовательным пространством не одинакова в разных социальных группах. Она выше среди детей родителей с более низким уровнем образования и среди жителей сел. Сильнее всего образовательное неравенство проявляется в том, как семьи используют дополнительное образование вне школы, где учатся их дети. Наиболее важным предиктором неравенства в доступе к внешкольной образовательной активности является степень урбанизированности населенного пункта, однако характеристики семьи, усилия, прикладываемые семьями, могут как повышать негативное влияние среды, так и снижать его. Пытаясь разнообразить образовательное пространство своих детей, жители более мелких населенных пунктов сталкиваются с бо́льшими трудностями.
  • Сегодня образовательное пространство не только выходит за пределы школы, но и расширяется в сторону все более активного использования различных цифровых сервисов и средств дистанционной коммуникации. Это важно, поскольку возможность удаленного доступа к образовательным ресурсам может стать существенным фактором расширения образовательного пространства для детей в семьях, которые проживают в населенных пунктах с бедной образовательной средой. К сожалению, жители наиболее обедненных с точки зрения предложения образовательных услуг территорий наименее активно используют указанные возможности. Активнее всего дистанционно обучаются жители мегаполисов.
  • В целом дома родители довольно активно вовлекаются в образовательный процесс. Чаще всего участие выражается в том, что они обеспечивают ребенка необходимыми средствами для занятий, следят за посещаемостью, текущими и итоговыми оценками, проверяют, сделал ли ребенок домашнее задание, проявляют интерес к школьным делам ребенка. Родители намного активнее помогают с выполнением домашних заданий учащимся начальной школы, чем старшеклассникам. По мере взросления ребенка родители меньше следят за тем, что задано, и реже помогают с выполнением домашних заданий. Отмечена небольшая социальная специфика: менее образованные семьи чаще других слабо вовлекаются в образование ребенка либо осуществляют только контролирующие функции. Вовлеченность родителей в образование ребенка в школе существенно ниже домашней вовлеченности. Наиболее распространенной формой является пассивное наблюдение за новостями и событиями в классе и школе.
  • В целом родителей, удовлетворенных качеством образования, больше, чем неудовлетворенных. На вопрос «Если говорить в целом, то вас удовлетворяет или не удовлетворяет качество образования, которое получает ваш ребенок в данной организации?» 76% опрошенных родителей ответили «безусловно удовлетворяет» и «скорее удовлетворяет». При этом наименее удовлетворены образованием ребенка жители мегаполисов и родители с высшим образованием. Однако социальные характеристики являются не самыми значимыми предикторами неудовлетворенности. Доля не удовлетворенных образованием в школе наиболее высока среди тех, чьи дети хуже справляются со школьной программой, чаще обращаются к услугам репетиторов. Не удовлетворенные школьным обучением родители, вероятно, в целом более критично настроены по отношению к школьной системе обучения, так как чаще выбирают для ребенка кружки и секции только за пределами школы.

 

№ 5(22), 2022 Павленко К.В., Дементьева Ю.О. «Роль семьи в образовании ребенка: конструирование образовательного пространства и коммуникация со школой»