Научные подразделения в российских вузах: стратегии развития и барьеры
Сегодня перед российскими вузами стоит ряд амбициозных задач в области научно-технологического развития страны. Особая роль в их решении отводится подразделениям, ориентированным, в первую очередь, на выполнение научно-исследовательских работ различных типов – занятых реализацией исследовательских проектов, подготовкой публикаций, экспертно-аналитической деятельностью и т.п. В настоящем выпуске на основе данных Мониторинга экономики образования (МЭО) в 2020–2021 гг. описаны особенности функционирования таких подразделений и отдельные аспекты их стратегического развития. В рамках МЭО был проведен опрос руководителей подразделений вузов, в котором приняли участие руководители более 1.5 тыс. подразделений вузов (деканы факультетов, зав. кафедрами, директора институтов, руководители центров, лабораторий и др.). Из них 16.9% указали, что их подразделения ориентированы, в первую очередь, на выполнение научно-исследовательских работ различных типов (реализация исследовательских проектов, подготовка публикаций, экспертно-аналитическая деятельность и т.п.). В данном выпуске описаны особенности функционирования и стратегии развития именно таких подразделений. Для удобства и с учетом специфики их деятельности все они отнесены к категории «научные».
Главные выводы выпуска:
- Научные подразделения российских вузов обладают значительной автономией в решении ключевых вопросов, в частности, связанных с управлением персоналом и распоряжением собственным бюджетом. Это во многом определяет стратегии их развития.
- Они ориентированы на проведение в первую очередь прикладных исследований. Годовой доход охваченных обследованием научных подразделений от выполнения на конкурсной основе научно-исследовательских работ для сторонних организаций составлял в 2019–2020 гг. в среднем 16.1 млн руб.
- Научные подразделения зачастую предлагают своим сотрудникам более выгодные условия труда, чем подразделения, которые ориентированы в большей степени на образовательную деятельность. По мнению опрошенных руководителей, это позволяет занятым здесь исследователям сосредоточиться на выполнении основных обязанностей, без необходимости поиска дополнительных источников дохода.
- Несмотря на стремление научных подразделений к все более активному использованию цифровых технологий для сбора и анализа данных, внешней коммуникации и повышения узнаваемости научных результатов (80%), только треть из них сумели применить такие технологии для снижения административной нагрузки на сотрудников, для освоения новых технологий сбора и обработки больших данных. Отчасти это может быть связано с проблемой обеспеченности научным оборудованием и приборной базой: каждое пятое научное подразделение, охваченное обследованием, сегодня работает на устаревающем оборудовании.