НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.
Студенческий контингент вузов теряет в качестве
В НИУ ВШЭ проанализировали, что лежит в основе выбора вуза абитуриентами. Оказалось, российские студенты выбирают университеты, чтобы повысить шансы на трудоустройство. Во время учебы они ожидают найти друзей, планируют учиться только на «отлично» и «хорошо» и принимать участие в научных исследованиях и проектах. Источник: Независимая газета
Расходы населения на образование детей и молодежи
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет информационный бюллетень «Расходы населения на образование детей и молодежи: анализ статистических и социологических данных», подготовленный на основе данных официальной статистики и общероссийского опроса домохозяйств, проведенного в июне—июле 2022 г. в рамках Мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ.
Образовательные траектории за 20 лет
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал потоки обучающихся по основным уровням образования — начиная с дошкольного и заканчивая подготовкой кадров высшей квалификации, и оценил изменения в образовательных траекториях и стратегиях за период с 2001 по 2021 гг. Результаты опубликованы в серии информационных бюллетеней по проекту «Мониторинг экономики образования» (МЭО).
Как менялась сфера образования, чтобы готовить специалистов будущего
Сотрудники Центра статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проанализировали для издания «РБК Тренды» актуальные изменения в образовании. Часть изменений отражают долгие тренды, другие только зарождаются, в том числе под воздействием внешних шоков.
Цифры месяца: успехи и провалы школьников, занятость педагогов и студенты курсов
Представлены в инфографике данные самых интересных исследований и статистики, которые стали известны в июле. Новый информационный бюллетень НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга экономики образования выявил ключевые дефициты в учительских компетенциях и необходимых им методиках. Источник: Skillbox Media
Участие школьников в дополнительном образовании
В новом информационном бюллетене, представлены результаты исследования масштаба и структуры участия российских школьников в дополнительном образовании, равенства возможностей различных групп детей, стратегий семей. Базой данных настоящего исследования являются результаты проведенного в рамках «Мониторинга экономики образования» в 2020 г. опроса родителей, дети которых посещают общеобразовательные организации. Ключевыми направлениями анализа стали вовлеченность современных школьников в занятия дополнительным образованием в школе и вне школы, ее особенности в зависимости от возраста, типа образовательной организации, места жительства, социально-экономических характеристик семьи и других факторов. Описываются структура вовлеченности школьников в различные направления и формы дополнительного образования (включая репетиторство), распределение времени, затрачиваемого ребенком на различные виды учебных занятий, в том числе соотношение платных и бесплатных занятий, изменение доступности бесплатных занятий в последние годы. Рассматриваются барьеры, препятствующие вовлечению школьников в дополнительное образование в школе и вне школы. Анализируются эффекты занятий дополнительным образованием, их взаимосвязь с успешностью ребенка и планами продолжения образования. Формулируются рекомендации для государственной политики по обеспечению доступности дополнительного образования, равенства в использовании его возможностей для развития и профессионального самоопределения.
Субъективное восприятие образовательного неравенства школьников
В новом выпуске информационного бюллетеня представляются результаты изучения нового для российской исследовательской повестки феномена — субъективного восприятия образовательного неравенства. Базой данных настоящего исследования являются результаты опроса МЭО-2020 (анкета домохозяйств). Авторы описывают и интерпретируют результаты с использованием уже традиционной рамки образовательного неравенства и рамки восприятия неравенства, не столь часто применяемой в исследованиях образования. Основным результатом исследования является фиксация существенной разницы субъективного восприятия различных аспектов системы образования (доступность, качество, перспективные образовательные траектории, меры поддержки учащихся и др.) между семьями с разным уровнем доходов и образования. Обсуждаются возможные выводы из результатов исследования для образовательной политики, в частности для организации информирования населения.