Возможности российских школ для поддержки и развития детей, имеющих трудности в обучении
В информационном бюллетене представлены результаты исследования возможностей российских школ и семей в преодолении академической неуспешности, а также причин её возникновения. Базой данных настоящего исследования являются результаты опросов родителей обучающихся и педагогов общеобразовательных организаций в рамках Мониторинга экономики образования в 2020/2021 году. Ключевыми направлениями анализа стали представления родителей и педагогов о причинах академической неуспешности детей, и возможностях для их преодоления, предоставляемых современными российскими школами, и имеющимися у семей. В рамках анализа выявляется, в какой позиции находятся «неуспешные» школьники в сравнении с их более академически успешными сверстниками. Данные анализируются в разрезе групп родителей с разным уровнем успеваемости детей и групп школ, отличающихся по доле неуспевающих учеников.
Предлагаем Вашему вниманию информационный бюллетень № 11(28), 2022 «Возможности российских школ для поддержки и развития детей, имеющих трудности в обучении», подготовленный НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга экономики образования.
Главные выводы выпуска:
- Родители наименее академически успешных детей по сравнению с другими группами родителей в наибольшей степени отмечают дефицит внимания школы к проблемам детей с трудностями в обучении, отсутствие дополнительных занятий и поддержки специалистов для преодоления трудностей, демонстрируют более высокий уровень готовности к переводу детей в другую школу.
- Материальное положение семьи и уровень образования родителей связаны с успеваемостью детей и отражаются на их участии в школьной жизни. Именно среди родителей академически неуспешных школьников наблюдается меньшая включенность в образовательный процесс ребенка, которая может быть обусловлена, в частности, низким уровнем их навыков и компетенций, необходимых для поддержки.
- Для учителей, работающих в школах с большим числом неуспевающих детей, характерным является более низкий уровень принятия ответственности за образовательные результаты обучающихся и более высокий уровень неудовлетворенности выбором профессии. Они реже, чем учителя, работающие с академически успешными детьми, получают консультации специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог и др.), чаще отмечают недостаточность профессиональных навыков для работы с проблемными детьми, в большей степени включены в мероприятиях по профессиональному развитию в соответствующей области.
- Психологический климат, существующий в классах и школах с высокой долей академический неуспешных детей, неблагоприятен для преодоления школьной неуспешности, а группы родителей и педагогов академически неуспешных детей испытают наибольший дефицит поддерживающих ресурсов.