• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кадры для цифровой трансформации высшего образования: сотрудники ИКТ - подразделений

В новом выпуске информационного бюллетеня ИСИЭЗ НИУ ВШЭ впервые представляет оценки кадрового потенциала подразделений, ответственных за цифровизацию образования и формирование цифровой среды российских вузов. Исследование включает анализ текущего состояния кадрового обеспечения, а также ожиданий руководителей ИКТ-блоков относительно их будущего кадрового развития.

Предлагаем Вашему вниманию информационный бюллетень № 9(26), 2022 «Кадры для цифровой трансформации высшего образования: сотрудники ИКТ - подразделений», подготовленный НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга экономики образования.

Главные выводы выпуска:

  • Отмечается цифровое неравенство вузов в области кадрового обеспечения. Ведущие вузы страны в гораздо большей мере обеспечены кадрами, необходимыми для осуществления цифровой трансформации. В региональном разрезе также наблюдается неравенство: в Москве обеспеченность вузов ИКТ-специалистами почти на треть выше, чем в других регионах.
  • По данным образовательных организаций, состав работников ИКТ-блоков ежегодно обновляется на 20%, при этом объемы найма и выбытия совпадают. Практика приема на работу в ИКТ-блок собственных выпускников характерна примерно для четверти обследованных вузов, вне зависимости от типа.
  • На фоне дефицита и высокой востребованности ИКТ-специалистов на рынке труда вузы оказываются в условиях жесткой конкуренции за кадры. О проблеме оттока квалифицированных кадров в другие ИТ-организации сообщают 62.8% руководителей ИКТ-блоков вузов, в другие сферы деятельности – 40.9%.
  • Главной причиной дефицита кадров выступает материальный фактор: уровень оплаты труда ниже, чем в среднем на региональном рынке труда, указали 86.5% руководителей ИКТ-блоков вузов. Топ-3 причин включает также дефицит ИКТ-специалистов на региональном рынке труда (отмечают 43.6% руководителей) и непривлекательные условия труда (место работы, высокая нагрузка) (31.6%). Эти факторы актуальны для всех вузов, независимо от их статуса.
  • Дефицит сотрудников в ИКТ-блоках вузов ощущается в первую очередь в отношении специалистов высшего уровня квалификации. Только в трети (30.2%) вузов численность специалистов по базам данных и сетям соответствует кадровой потребности, в большинстве же случаев (64.9%) наблюдается дефицит численности (еще в 4.9% такой категории работников нет). В случае с разработчиками и аналитиками программного обеспечения и приложений масштабы дефицита еще больше: его отмечают 70.2% руководителей ИКТ-блоков вузов.
  • Ощущаемый сейчас кадровый дефицит в будущем будет только усиливаться: по мнению большинства руководителей ИКТ-блоков вузов (80.6%), в ближайшие 5 лет кадровая потребность в специалистах высшего уровня квалификации вырастет. Более половины (52.0%) руководителей ожидают также рост потребности в специалистах среднего уровня квалификации. Потребность в квалифицированных рабочих, скорее всего, останется на том же уровне. Кроме того, по мнению представителей большинства вузов, уже в ближайшем будущем информационные технологии полностью или частично трансформируют организацию труда в ИКТ-подразделениях.
  • Для решения кадровых проблем ИКТ-блока их руководители предпринимают широкий комплекс действий. Чаще всего руководители ИКТ-блоков вузов повышают квалификацию своих работников – либо самостоятельно внутри подразделения, например, под наставничеством более опытных работников (в 70.8% вузов), либо направляя работников на курсы, дополнительное обучение (52.0%). Около половины вузов используют для решения кадровых проблем такие инструменты, как прием студентов на практику (49.8%) и привлечение сотрудников без опыта работы (49.5%).
  • Учитывая, что по уровню предлагаемой зарплаты большинство вузов не в состоянии конкурировать с другими предприятиями на рынке труда своего региона при найме ИКТ-специалистов, выходом может стать повышение привлекательности ИКТ-блоков вузов как места работы за счет нематериальных факторов: особая атмосфера и общественный статус вуза, предложение более гибких условий занятости, перспективы карьерного роста и т.п. Более активное использование нематериальных стимулов позволят более успешно привлекать и удерживать кадры, необходимые для осуществления цифровой трансформации.
№ 9(26), 2022 Волкова Г.Л., Демьянова А.В., Шматко Н.А. «Кадры для цифровой трансформации высшего образования: сотрудники ИКТ - подразделений»