Внутреннее управление российских вузов: взгляд практиков в условиях меняющейся среды
В выпуске информационного бюллетеня № 4(21), 2022 «Внутреннее управление российских вузов: взгляд практиков в условиях меняющейся среды» представлен анализ внутреннего управления в российских государственных вузах, которые включены в сложную систему правил, ограничений и стимулов. Приводятся ключевые характеристики условий работы российских вузов, включая государственное регулирование, новые проекты по трансформации управления вузами, типичные внутренние структуры принятия решений в вузах. Рассматриваются управленческие подходы российских вузов в следующих трех разрезах: структура принятия решений, стратегии и приоритеты развития, практики «хорошего менеджмента». Эмпирической базой анализа является опрос руководителей вузов и руководителей научных и образовательных подразделений вузов в рамках Мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ. Исследование базируется на сравнении трех групп вузов – ведущие, средние, отстающие – по данным Мониторинга эффективности деятельности вузов Минобрнауки России.
Предлагаем Вашему вниманию информационный бюллетень № 4(21), 2022 «Внутреннее управление российских вузов: взгляд практиков в условиях меняющейся среды», подготовленный НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга экономики образования.
Главные выводы выпуска:
- Во-первых, ведущие вузы чаще показывают более высокий уровень самостоятельности их подразделений. В ведущих вузах большие полномочия делегированы на уровень подразделений, средние вузы оказываются «средними» и по степени передачи полномочий на уровень подразделений, тогда как делегирование наименее характерно для отстающих вузов.
- В целом из всех направлений деятельности руководители подразделений чувствуют больше автономии в вопросах содержания образовательной и научной деятельности и меньше – в формах управления и финансирования. В ведущих вузах они считают, что имеют чуть больше возможностей распоряжаться бюджетом подразделения, определять уровень заработной платы, стимулирующих выплат сотрудникам, нанимать и увольнять сотрудников.
- У руководителей подразделений вузов всех типов возникают сложности в организации рутинных процессов. Респонденты указывали на трудности в закупке расходных материалов, научного оборудования и приборов, они отмечают рост отчетности как ведомственной, так и внутри университетов, представляемой преподавателями и научными сотрудниками.
- В связи с повсеместной разработкой и внедрением стратегических документов, многие руководители подразделений (60–80%) отмечают рост требований к результатам работы научно-педагогического состава и административной нагрузки на подразделения, гораздо меньше руководителей (20–40%) заметили рост возможностей получения дополнительного финансирования на научные проекты или образовательные программы, развитие кадрового потенциала.
- Ключевыми приоритетами развития вузов являются цифровизация и стимулирование исследовательской деятельности вузов. Глобальный тренд на цифровизацию, государственные приоритеты и коронавирусные ограничения привели к повышению важности цифровых технологий в образовательных и научных процессах в вузах.