Субъективное восприятие образовательного неравенства школьников
В новом выпуске информационного бюллетеня представляются результаты изучения нового для российской исследовательской повестки феномена — субъективного восприятия образовательного неравенства. Базой данных настоящего исследования являются результаты опроса МЭО-2020 (анкета домохозяйств). Авторы описывают и интерпретируют результаты с использованием уже традиционной рамки образовательного неравенства и рамки восприятия неравенства, не столь часто применяемой в исследованиях образования. Основным результатом исследования является фиксация существенной разницы субъективного восприятия различных аспектов системы образования (доступность, качество, перспективные образовательные траектории, меры поддержки учащихся и др.) между семьями с разным уровнем доходов и образования. Обсуждаются возможные выводы из результатов исследования для образовательной политики, в частности для организации информирования населения.
Главные выводы выпуска:
- Родители с высокими доходами считают, что их дети стоят на образовательной лестнице выше остальных. Более того, даже возможности детей из семей с низкими доходами они оценивают выше, чем сами родители в таких семьях.
- Люди с высшим образованием реже считают, что все учащиеся равны в плане доступа к качественному образованию и высоким академическим результатам. Вероятно, так проявляется степень информированности родителей с разным уровнем образования.
- Родители с высоким уровнем доходов чаще, чем родители с низким, считают, что ответственность за образовательные успехи детей несут сами дети и их семьи.
- Вероятно, субъективное восприятие образовательного неравенства сказывается на сохранении реального образовательного неравенства и потому является самосбывающимся пророчеством.
- Высшее образование имеет символическую ценность: родители считают получение высшего образования важным вне зависимости от потенциального дохода.
- Родители с высоким СЭС придают больше значения дальнейшей образовательной и профессиональной траектории ребенка, а с низким СЭС — социальным характеристикам (успешному браку, большому количеству друзей).
- Родители с низким СЭС чаще считают, что необходимо поддерживать отстающих в обучении учеников, а родители с высоким СЭС чаще указывают на необходимость поддержки одаренных и талантливых.