Векторы развития дошкольного образования в условиях современных вызовов
В аналитическом докладе представлены результаты исследования ключевых векторов развития дошкольного образования в ответ на современные вызовы. Базой данных аналитического доклада являются результаты опросов родителей воспитанников, педагогов и руководителей дошкольных организаций в рамках Мониторинга экономики образования в 2020/2021 году. Основными направлениями анализа стали: принципы равного доступа к программам дошкольного образования, присмотра и ухода независимо от места проживания и доходов родителей, качество дошкольного образования и развитие материально-предметной среды, использование игровых методов, достижения, проблемы и риски кадровой политики в дошкольном образовании, взаимодействие с семьями и становление психолого-педагогического патроната в России.
Предлагаем Вашему вниманию аналитический доклад «Векторы развития дошкольного образования в условиях современных вызовов», подготовленный Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» в рамках Мониторинга экономики образования.
Главные выводы:
- Реализация государственной политики по развитию дошкольного образования способствовала вовлечению детей разных возрастных групп при обеспечении принципов равного доступа к дошкольному образованию, присмотру и уходу за детьми в 2014–2019 гг. Однако негативные последствия эпидемиологической ситуации, связанной с коронавирусной инфекцией в 2020 г., в сочетании с низким уровнем рождаемости изменили динамику: ежегодный прирост воспитанников в сфере дошкольного образования за период 2015–2019 гг. сменился на снижение их численности.
- В отдельных регионах остается открытым вопрос формирования эффективной системы финансирования, чтобы стимулировать труд в условиях увеличения нагрузок на воспитателей. Отсутствие такой системы подавляет позитивный интерес к работе и трудовую мотивацию воспитателей. Следствиями этого являются текучесть педагогических кадров и в отдельных случаях неукомплектованность групп воспитателями по развитию детей разного возраста, что создает риски для здоровья детей и реализации образовательных программ дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми.
- Данные Мониторинга экономики образования свидетельствуют о распространенности следующих достижений, проблем, рисков и конфликтов в данной сфере:
§ существуют предпосылки для возникновения затруднений в общении педагога и ребенка, педагога и родителя:
§ условия работы, приводящие к высокому риску выгорания (тяжелая работа, высокая ответственность, низкая оплата труда),
§ высокая доля сотрудников, мотивация которых работать в детском саду снижалась в последние годы и которые «подумывают» об уходе,
§ сложности организации условий для общения (не хватает или не предусмотрено времени на это, не всегда достаточно компетенций и мотивации);
§ небольшая, но значимая доля педагогов и родителей (5–15%) сообщают о проблемах в общении педагога и воспитанников (холодность, отсутствие чуткости и заботливости, недружелюбная атмосфера и т. п.), педагога и родителей (конфликты, неудовлетворенность).
- Мониторинг показал, что далеко не все педагоги применяют игровые методы, которые признаны оптимальной формой обучения и воспитания в дошкольном возрасте. В результате может нарушиться образовательно-воспитательный процесс и снизиться качество дошкольного образования в целом. Развитие игровых навыков редко становится предметом обсуждения с родителями. Данная тенденция представляется негативной в свете представлений о том, что игра – ведущая деятельность дошкольного возраста. Необходимо просвещать педагогов и родителей, создавать условия для трансляции лучших практик игрового взаимодействия, распространять в популярной форме научные доказательства значимости игры.
- Предметно-пространственная среда в основном отвечает требованиям ФГОС ДО и критериям разнообразия, насыщенности и доступности. Вместе с тем во многих организациях эта среда не способствует развитию самосознания ребенка и чувства принадлежности. Принципиально важные показатели оказываются за пределами мониторинга педагогов и дальнейшего обсуждения с родителями: у детей раннего возраста не всегда отслеживается умение и желание общаться со взрослыми, исследовать новые предметы; у детей старшего дошкольного возраста может упускаться развитие игры и произвольности и т. п. Такое не вполне адекватное распределение внимания к различным областям развития может быть связано как с недостаточным пониманием педагогами механизмов развития, так и со своеобразными запросами родителей.
Абанкина И.В., Михайлова Я.Я., Нисская А.К., Сивак Е.В., Филатова Л.М. Векторы развития дошкольного образования в условиях современных вызовов: аналитический доклад / Редакционная коллегия: Я.И. Кузьминов, Л.М. Гохберг, Н.Б. Шугаль, НИУ ВШЭ, 2022