Векторы развития дошкольного образования в условиях современных вызовов
Цитирование: Векторы развития дошкольного образования в условиях современных вызовов: аналитический доклад / И. В. Абанкина, Я. Я. Михайлова, А. К. Нисская и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : НИУ ВШЭ, 2022.
Редакционная коллегия: Я. И. Кузьминов, Л. М. Гохберг, Н. Б. Шугаль
Авторский коллектив: И.В. Абанкина, Я. Я. Михайлова, А. К. Нисская, Е. В. Сивак, Л. М. Филатова
В условиях современных вызовов дошкольное образование приобретает все большую свободу в выборе содержания, методов и средств развития своих воспитанников. Для преодоления угроз и последствий коронавирусной инфекции предлагаются три направления развития дошкольного образования: внедрение цифровых технологий в работу с детьми, повышение квалификации педагогов, расширение практики удаленной работы. Упор на развитие сегмента раннего детства в дошкольном образовании является стратегическим маневром для активизации образовательных и демографических процессов в России.
В докладе представлены приоритеты государственной политики на основе анализа ресурсного потенциала образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования и осуществляющих присмотр и уход за детьми. Обосновывается эффективность проектных подходов к развитию сегмента дошкольного образования с опорой на солидарное участие государства, семей и бизнеса.
Исследуются позитивные изменения, позволившие обеспечить равный доступ к услугам школьного образования, своевременную государственную поддержку многодетных и малообеспеченных семей.
Особое внимание уделено развивающему потенциалу образовательной среды и его влиянию на участников образовательного процесса.