• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Основные стратегии выбора вуза и барьеры, ограничивающие доступ к высшему образованию

Предлагаем Вашему вниманию информационный бюллетень №17, 2021 «Основные стратегии выбора вуза и барьеры, ограничивающие доступ к высшему образованию», подготовленный НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга экономики образования.

Выпуск посвящен анализу основных траекторий поступления на программы бакалавриата, специалитета и магистратуры и критериев выбора вуза.

Главные выводы выпуска:

  • Наиболее распространенными причинами выбора вуза студентами бакалавриата и специалитета являются индикаторы качества высшего образования: хорошее обучение по выбранной специальности, хорошая репутация, квалифицированные преподаватели. При этом, более половины опрошенных определяются с выбором вуза заранее, почти за год до поступления.
  • ЕГЭ является основным механизмом для поступления в вуз. Для большинства предметов наблюдается положительная взаимосвязь между результатами ЕГЭ и характеристиками семьи (образованием и доходом родителей), а также школьным бэкграундом (типом школы и наличием определенной специализации школы или класса). Вариация подобных характеристик может создавать неравенство при поступлении в вузы.
  • Были обнаружены различия в структуре студентов в зависимости от типа вуза, в который они поступили. В вузах с особым статусом и в ведущих вузах представлены в большей степени учащиеся из семей с высшим образованием, высоким уровнем дохода, выпускники специализированных школ и классов. Таким образом, в условиях высокой дифференциации качества высшего образования статус семьи и школы могут выступать в качестве барьеров, ограничивающих доступ к качественному высшему образованию.
  • Студенты, использовавшие результаты ЕГЭ при поступлении, в среднем учатся лучше, чем студенты-олимпиадники. Была обнаружена нелинейная зависимость между результатами ЕГЭ и текущей успеваемостью студентов.
  • Большинство студентов магистратуры продолжают свое обучение сразу после выпуска из бакалавриата, опыт обучения по программам которого является основным мотивом выбора вуза. Около трети учащихся отмечают характеристики качества вуза: хорошее качество обучения по выбранной специальности, репутацию вуза и качество преподавательского состава.
  • Среди студентов магистратуры в большей степени представлены учащиеся с высоким социально-экономическим статусом семьи, что говорит о неравенстве доступа к высшему образованию на уровне магистратуры.
  • Уровень образовательной мобильности при поступлении в магистратуру является умеренным.
№ 17 Прахов И.А., Травкин П.В. «Основные стратегии выбора вуза и барьеры, ограничивающие доступ к высшему образованию»