Основные практики научной деятельности и публикационной активности преподавателей вузов
Предлагаем Вашему вниманию информационный бюллетень №16, 2021 «Основные практики научной деятельности и публикационной активности преподавателей вузов», подготовленный НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга экономики образования.
Выпуск посвящен анализу основных практик научной деятельности и публикационной активности преподавателей российских вузов. На основе данных Мониторинга экономики образования (опрос работников профессорско-преподавательского состава гражданских вузов – 2020/21 уч. года) описываются основные паттерны научной работы и публикационной продуктивности в трех типах вузов: ведущих, опорных и прочих.
Главные выводы выпуска:
- Наиболее распространенным видом деятельности является преподавание. Даже в ведущих вузах, где делается акцент на научной работе, на аудиторную работу преподавателями тратится более чем в 2,5 раза больше времени, чем на исследования в том же вузе. Таким образом, нельзя говорить о наличии баланса времени, задающего благоприятные условия для осуществления исследовательской деятельности.
- Более 2/3 опрошенных преподавателей работали над подготовкой статей и монографий и более 39% были заняты выполнением индивидуальных или коллективных проектах в вузе, в котором проводился опрос, вне зависимости от его статуса. Однако преподаватели ведущих вузов большей степени вовлечены в исследования по внешним грантам, чем сотрудники опорных и прочих вузов.
- Преподаватели ведущих вузов чаще публикуются в международных научных журналах, индексируемых в системах Web of Science или Scopus, в то время как преподаватели вузов без статуса чаще публикуются в российских научных журналах, не входящих в международные системы цитирования.
- Весьма распространена практика платных публикаций, особенно в вузах без статуса.
- Только ¼ преподавателей вовлечена в научные коллаборации с ведущими вузами. Данная практика наиболее распространена в ведущих вузах. Однако преподаватели демонстрируют высокую готовность к подобным коллаборациям в будущем.
- Большинство преподавателей, особенно в вузах без статуса, предпочитают преподавательскую деятельность исследованиям и готовы развивать свою карьеру именно в этом направлении.