Академическая автономия и академическая свобода в российских вузах
Предлагаем Вашему вниманию информационный бюллетень №13, 2021 «Академическая автономия и академическая свобода в российских вузах», подготовленный НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга экономики образования.
В информационном бюллетене анализируется академическая автономия и академическая свобода в российских вузах. В фокусе данного анализа был контроль академической деятельности преподавателей, а также принятие решений по основным направлениям деятельности вуза.
Главные выводы выпуска:
- Для российских вузов характерен низкий уровень развития академического сообщества. Роль преподавателей в контроле за академической деятельностью, а также в управлении, низкая. Таким образом, вузы недоиспользуют потенциал академического сообщества в управлении.
- Заведующие кафедрами и высшее руководство вуза являются основными агентами, оценивающими как учебную, так и научную деятельность. Коллеги с кафедры в два раза реже называются в качестве участников процесса оценки академической деятельности.
- Роль студентов важна в оценивании учебной деятельности преподавателей, в политике приема студентов, и при определении содержания учебных программ.
- По направлениям, связанным непосредственно со студентами, а именно в политике приема студентов, и при определении содержания учебных программ, с 2006 года существенно снизилась роль администрации, а роль студентов существенно выросла.
- Наблюдаются схожие тенденции в частных вузах, в филиалах, а также в маленьких вузах по сравнению с государственными, головными, крупными вузами соответственно. В первой группе вузов роль коллег и заведующих кафедрой ниже, а роль руководства выше. Однако, в частных вузах выше роль студентов в оценке учебной деятельности.
- Ведущие вузы отличаются более высоким участием внешних рецензентов в оценке научной деятельности. Преподаватели чаще, чем в других вузах отмечают, что профессиональный контроль осуществляется «профильными» коллегами извне вуза. В ведущих вузах значимо выше влияние работодателей на политику приема студентов, и ниже роль учредителя в инвестиционной политике.
- У вузов более низкая автономность в политике ценообразования, политике приема студентов.
- Кадровая политика и научная политика характеризуется более высокой автономностью и коллегиальностью.