• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социальная дифференциация образовательных планов при поступлении в вузы

Предлагаем Вашему вниманию информационный бюллетень №12, 2021 «Социальная дифференциация образовательных планов при поступлении в вузы», подготовленный НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга экономики образования.

Высшее образование не теряет своей востребованности среди населения уже долгие годы. Экспансия высшего образования сопровождается широкой дифференциацией качества университетов и их доступности для разных социальных групп. Тем самым, траектории молодых людей варьируются в зависимости от образования и доходов родителей. В настоящем выпуске на основе данных «Мониторинга экономики образования» 2020 года изучено, как семьи с разным уровнем доходов и образования оценивают возможности своих детей относительно достижения разных уровней образования. Описываются мотивы и барьеры к поступлению в университет. Рассмотрен один из способов преодоления таких барьеров – образовательный кредит.

Главные выводы выпуска:

  • В настоящий момент большинство семей независимо от уровня доходов и образования отмечают необходимость иметь высшее образование и хотели бы предоставить своим детям возможность получить его. Среди причин самыми популярными являются ожидаемая отдача в виде высокого дохода, карьерных перспектив и интересной работы.
  • Несмотря на то, что высшее образование представляется более доступным для всех социальных групп, наблюдается дифференциация в выборе качества университета и количества лет обучения в нем. Высокообразованные и высокодоходные семьи ожидают, что их дети получат высшее образование на уровне магистратуры в лучших университетах страны. Напротив, родители без высшего образования и с низким уровнем доходов ожидают от своих детей получения высшего образования на уровне бакалавриата в любом из вузов страны.
  • В качестве барьеров к получению высшего образования наиболее часто родители отмечают количество бюджетных мест, стоимость обучения и расходы на содержание ребенка. Другими важными барьерами к поступлению в университет служат низкая успеваемость и учебная мотивация учащихся.
  • Преодолеть некоторые барьеры и снизить дифференциацию могут инструменты финансовой поддержки – например, образовательный кредит. Большинство семей не знают о существовании таких кредитов, а среди тех, кто слышал об инструменте – нет осведомленности об условиях его получения. Между тем, повышение осведомленности о нем и его условиях может помочь семьям при выборе образовательной траектории для своих детей. Более половины родителей разделяют такую позицию и считают, что данный кредит может быть полезен и готовы были бы обратиться за ним. Остальная часть родителей не готова брать кредит, поскольку их не устраивает перспектива жить в долг, они находят условия кредита невыгодными, а также не доверяют финансовым организациям. 
№ 12, 2021 Чиркина Т.А., Гусейнова А.Г. «Социальная дифференциация образовательных планов при поступлении в вузы»