• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Организация цифровой коммуникации между подразделениями, преподавателямии студентами

Предлагаем Вашему вниманию информационный бюллетень №11, 2021 « Организация цифровой коммуникации между подразделениями, преподавателямии студентами», подготовленный НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга экономики образования.

Выпуск посвящен теме цифровой коммуникации между подразделениями, преподавателями и студентами в вузах. Внимание направлено на оценку материальной базы коммуникации, обеспеченность техническими устройствами и ИКТ-сервисами; развитие единого и безопасного информационного пространства; реальные практики использования таких сервисов, а также отношение сотрудников и студентов к цифровизации. Исследование базируется на результатах опроса руководителей ИКТ-блоков, отвечающих за внедрение ИКТ-решений в вузах, и пользователей соответствующих информационных систем и сервисов – студентов, преподавателей, руководителей образовательных и научных подразделений. Опрос проводился в рамках Мониторинга экономики образования, представлены данные по состоянию на 2020-2021 учебный год.

Главные выводы выпуска:

  • Базовые технические возможности для цифровой коммуникации есть практически во всех обследованных вузах, а создание и развитие единого информационного пространства и обеспечение его безопасности все чаще становятся приоритетными направлениями развития образовательных организаций.
  • Успехи по отдельным позициям сочетаются с явными лакунами: ИКТ-системы интегрированы лишь в часть процессов, а из цифровой экосистемы вуза в ряде случаев исключены целые группы потенциальных пользователей, чаще всего студенты. По многим показателям наблюдается значительное цифровое неравенство между ведущими, опорными и прочими вузами, а также между московскими и региональными университетами.
  • Организации цифровой коммуникации в вузах (особенно не относящихся к категории ведущих или опорных) препятствует слабый уровень развития цифровых навыков как у преподавателей, так и у студентов.
  • Активному развитию цифровой коммуникации в вузах препятствует скептическое или негативное отношение к этому процессу со стороны ряда участников. Так, даже в ведущих вузах с развитой системой ИКТ-сервисов далеко не все сотрудники согласны с тем, что цифровые технологии улучшают коммуникацию между преподавателем и студентом.
  • Повсеместно созданные электронные информационно-образовательные среды (ЭИОС) вузов не всегда служат полноценной средой для коммуникации, часто оставаясь лишь хранилищем загруженных материалов.
  • При всех отмеченных трудностях, ИКТ-сервисы востребованы сотрудниками и студентами, а их качество оценивается ими скорее положительно. В будущем требуется более активная популяризация различных каналов цифровой коммуникации, их оптимизация, а также развитие культуры и навыков работы в цифровой среде с учетом разных целевых категорий персонала и студентов вузов.

№ 11, 2021 Волкова Г.Л., Пермякова В.А., Шматко Н.А. «Организация цифровой коммуникации между подразделениями, преподавателями и студентами»