• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анализ преподавательской деятельности в российских вузах: практика, принципы, тенденции

Предлагаем Вашему вниманию информационный бюллетень № 10, 2021 «Анализ преподавательской деятельности в российских вузах: практика, принципы, тенденции», подготовленный НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга экономики образования.

Структура и принципы преподавательской деятельности в последние годы существенно изменялись, следуя тем тенденциям, которые появлялись в современном российском образовании - цифровизация, укрупнение вузов, повышение требований к публикационной активности, изменение структуры занятости преподавателей. В информационном бюллетене подробно рассматриваются основные практики преподавательской деятельности в российских вузах, включая такие сюжеты как структура преподавательской нагрузки и количество преподаваемых курсов, оценивание студентов и обратная связь, практики научного руководства и индивидуальной работы со студентами, обновление учебных дисциплин и чтение преподавателями профессиональной литературы.

Главные выводы выпуска:

  • Наблюдается постепенное увеличение преподавательской нагрузки, что вместе с возросшими требованиями к публикационной активности может создавать критическую общую нагрузку на преподавателей и негативно отразиться на качестве преподавания и научной работы.
  • Несмотря на снижение часов лекций, преподавательская нагрузка увеличилась за счёт семинарских и других практических занятий.
  • В среднем, в течение учебного года преподаватели преподают более 4-х учебных курсов и ведут 15 курсовых работ студентов.
  • Практики проверки студенческих работ на антиплагиат распространились в большинстве вузов, а толерантность к плагиату снизилась.
  • Преподаватели начали более активно использовать интерактивные и вовлекающие формы контроля, «мягкие» формы обратной связи, также для индивидуальных консультаций активно используются средства онлайн коммуникации.
  • Преподаватели активно используют результаты курсовых, проектных и дипломов студентов в своих научных публикациях и часто указывают студентов в качестве соавторов.
№ 10, 2021 Кирюшина М.А., Рудаков В.Н. «Анализ преподавательской деятельности в российских вузах: практика, принципы, тенденции