• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Удовлетворенность работой, карьерные стратегии и планы преподавателей российских вузов

Предлагаем Вашему вниманию информационный бюллетень № 9, 2021 «Удовлетворенность работой, карьерные стратегии и планы преподавателей российских вузов», подготовленный НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга экономики образования.

Наряду с объективными показателями работы в вузе – уровнями заработной платы ППС и учебной нагрузки, составляющими стимулирующего контракта – важное значение имеют такие характеристики, как удовлетворённость работой и доходом, которые позволяют измерить субъективное «самочувствие» преподавателей. В рамках Мониторинга экономики образования 2020/2021 учебного года преподавателям вузов были адресованы вопросы относительно удовлетворённости работой и доходом, мотивации работы преподавателем, карьерных стратегий и планов преподавателей, опыта сотрудничества преподавателей вузов массового сегмента с ведущими вузами.

Главные выводы выпуска:

  • Преподаватели скорее удовлетворены своей работой и в меньшей степени удовлетворены доходом.
  • Наблюдается существенная дифференциация в уровне удовлетворённости работой и доходом в зависимости от занимаемой должности. Работники профессорско-преподавательского состава вузов, имеющие административно-управленческие позиции, значительно более удовлетворены работой, чем занимающиеся только преподаванием и научной деятельностью.
  • Сотрудничество преподавателей вузов массового сегмента и ведущих вузов на текущий момент недостаточно развито, однако, большинство российских преподавателей хотели бы пройти стажировку в ведущем вузе или заниматься научной работой совместно с преподавателями ведущих вузов.
  • Чуть более 30% опрошенных преподавателей были вовлечены в различные формы международного сотрудничества. Доля тех, кто имеет опыт международного сотрудничества, существенно выше в ведущих вузах, сотрудники которых значительно чаще участвуют в совместных образовательных и научных проектах с зарубежными вузами, пишут статьи с иностранными соавторами, выезжают на учёбу, стажировку или для чтения лекций за рубеж.
  • Предпочтительными траекториями карьерного развития профессорско-преподавательского состава являются преподавательская, а также административно-управленческая траектория; научная траектория значительно менее востребована, хотя и относительно чаще встречается в ведущих вузах.
  • Большинство преподавателей планирует оставаться работать в вузе и после выхода на пенсию, значительная часть из них планирует работать с сохранением прежней нагрузки.
№ 9, 2021 Рудаков В.Н. «Удовлетворенность работой, карьерные стратегии и планы преподавателей российских вузов»