• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Практико-ориентированное обучение в среднем профессиональном образовании

Предлагаем Вашему вниманию информационный бюллетень № 6, 2021 «Практико-ориентированное обучение в среднем профессиональном образовании», подготовленный НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга экономики образования.

Ключевым направлением повышения качества подготовки кадров является развитие практико-ориентированных форм обучения, увеличивающих готовность выпускников программ среднего профессионального образования к выходу на рынок труда. Наиболее заметными инновациями в этом плане за последнее десятилетие стало внедрение демонстрационного экзамена и дуального образования. В рамках Мониторинга экономики образования 2020 г. преподавателям и мастерам производственного обучения, студентам, а также выпускникам программ среднего профессионального образования были адресованы вопросы о разных аспектах организации практико-ориентированного обучения в профессиональных образовательных организациях. В данном выпуске представлен анализ полученных результатов.

Главные выводы выпуска:

  • Вовлеченность студентов программ среднего профессионального образования в практико-ориентированные формы обучения статистически значимо связана с их удовлетворенностью получаемым образованием.
  • Подготовка к демонстрационному экзамену затруднена недостатком оборудования, расходных материалов и финансовых ресурсов на проведение экзамена. Требуется системная поддержка трансформации образовательной подготовки в профессиональных образовательных организациях.
  • Мастера производственного обучения глубже вовлечены в программы повышения квалификации по сравнению с преподавателями. В силу этого последние испытывают больше методологических трудностей при организации подготовки студентов к демонстрационному экзамену. Для поддержки их возможности работать в новых условиях необходим выпуск доступных методологических материалов, содержащих дидактические принципы организации подготовки к демонстрационному экзамену.
  • Педагоги и студенты СПО плохо осведомлены о дуальном образовании. Прежде всего они не имеют представлений о базовых принципах реализации дуальной модели. Решением этой проблемы могла бы стать подготовка краткой справочной информации для распространения в профессиональных образовательных организациях. Она должна включать сведения о ключевых преимуществах модели для всех заинтересованных лиц (включая работодателей), обязанностях и правах сторон.
  • Уровень общих компетенций, формируемых у студентов в системе среднего профессионального образования, недостаточен. Необходимы планомерная модернизация педагогических практик, способствующих этому процессу, а также регулярный мониторинг полученных результатов.

№ 6, 2021 Романова О.А., Травкин П.В. «Практико-ориентированное обучение в среднем профессиональном образовании»