• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Оплата труда в дошкольном образовании: новые вызовы в условиях пандемии

Предлагаем Вашему вниманию информационный бюллетень № 5, 2021 «Оплата труда в дошкольном образовании: новые вызовы в условиях пандемии» , подготовленный НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга экономики образования.

Одним из основных направлений государственной социальной политики является повышение заработной платы педагогических работников в сфере дошкольного образования с учетом показателей эффективности и качества услуг. В рамках исследования анализируются ключевые показатели деятельности педагогических работников и их профессиональные достижения при начислении стимулирующих выплат, наличие и размер которых определяются результативностью их работы. Оцениваются риски низкой покупательной способности заработной платы педагогических работников при увеличении нагрузок и интенсификации их труда.

Главные выводы выпуска :

  • По результатам исследования деятельности дошкольных образовательных организаций в рамках проведения мероприятий по совершенствованию оплаты труда педагогических работников отмечаются позитивные изменения в повышении уровня профессиональной подготовки и реализации образовательных программ дошкольного образования. Подтверждается стремление воспитателей осваивать новые технологии и совершенствовать свои знания в профильной области, улучшать свои программы и разрабатывать новые.
  • Однако не все дошкольные образовательные организации были готовы к проведению необходимых мероприятий по стимулированию работы воспитателей в новых условиях, в 14,5% случаев руководители детских садов отмечают, что система выплат не привела к положительным изменениям в работе воспитателей. Достижение желаемых результатов в отдельных организациях способствовало увеличению нагрузок на воспитателей, связанных с организацией работы непосредственно с детьми и заполнением отчетности. Вырос уровень неудовлетворенности воспитателей в связи с нестабильностью заработной платы.
  • Для отдельных дошкольных образовательных организаций нехватка бюджетных средств по обеспечению эффективного контракта компенсировалась за счет внебюджетных источников финансирования, практически 22,8% руководителей детских садов за последние три года занимались активными поисками и привлечением внебюджетных средств. При дефиците бюджетного финансирования проводилось сокращение других статей расходов организаций для выполнения обязательств по выплате заработной платы в рамках эффективного контракта, также применялись принудительные меры административного воздействия по сокращению (увольнению) работников.
  • В предстоящие периоды следует ожидать сокращения расходов на закупку оборудования и затрат на повышение квалификации педагогических работников. Частичную компенсацию расходов дошкольные образовательные организации смогут получить за счет оказания платных образовательных услуг населению. Вместе с тем, в период эпидемиологической ситуации доходы населения, а, следовательно, и платежеспособность граждан ощутимо снизилась, что скажется на снижении объемов внебюджетных поступлений дошкольных образовательных организаций.
  • Оценка покупательной способности заработной платы педагогических работников подтверждает ее все еще низкий уровень и неудовлетворенность им педагогов. В создавшейся ситуации необходима реализация комплекса мер по поддержке текущего финансового обеспечения сферы дошкольного образования: увеличение объема дотаций из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ.
  • Возникла острая необходимость в совершенствовании системы оплаты труда педагогических работников в связи с изменениями самого характера педагогического труда в условиях роста нагрузки на педагогов и интенсификации их труда.
  • Многие воспитатели детских садов слабо разбираются в системе учета начисления стимулирующих выплат, наличие и размер которых определяется результативностью их работы в рамках эффективного контракта, и выплат, связанных с дополнительными функциями и обязанностями. Для повышения их информированности необходимо проводить разъяснительные семинары о значимости и различиях учета при начислении таких выплат.

№ 5, 2021 Абанкина И.В., Филатова Л.М., Кравченко И.А. «Оплата труда в дошкольном образовании: новые вызовы в условиях пандемии»