• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Консультативная помощь родителям детей дошкольного возраста

Из печати вышел 4-й выпуск серии информационных бюллетений «Доступность дошкольного образования в раннем возрасте», подготовленный НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга экономики образования.

Поддержка родителей детей дошкольного возраста и создание условий для повышения уровня их психолого-педагогической компетентности через консультационные центры является одной из ключевых стратегических задач в обеспечении равенства и доступности дошкольного образования для детей, начиная с раннего возраста, поддержки семейного благополучия и счастливого проживания детства. Создание востребованных практик консультирования родителей должно было предоставить дополнительные возможности для развития нового бизнеса по оказанию услуг на разных территориях Российской Федерации. Привлечение с этой целью специалистов из государственных и частных организаций позволило бы заполнить существующие дефициты по обеспечению помощи родителям с детьми.

Однако в 2018–2021 гг. отмечается снижение числа обращений родителей в расчете на одного специалиста консультационного центра и уменьшение общего числа центров, при этом количество консультационных центров, организованных при детских садах, увеличилось. Данные изменения могут свидетельствовать о переносе ответственности за деятельность консультационных центров на сегмент дошкольных образовательных организаций и уменьшении доли квалифицированных специалистов, оказывающих помощь родителям с детьми раннего и дошкольного возраста по узкоспециализированным направлениям.

Главные выводы выпуска :

  • Исследование выявило необходимость разработки требований к программам развития консультационных центров, которые могут иметь статус как структурных подразделений образовательных организаций, так и самостоятельных юридических лиц. В этой связи необходимо проработать вопросы проектного финансирования программ развития консультационных центров в части развития кадрового потенциала и инфраструктуры, а также информационных ресурсов и систем связи, уделив особое внимание развитию организаций, деятельность которых не отвечает современным вызовам.
  • Административные решения, принятые на региональном уровне по оказанию консультативной, психолого-педагогической и иной помощи родителям с детьми, находящимся на семейном обучении, и детьми, не посещающими детские сады, не вышли за уровень «учрежденческих решений», и коснулись исключительно вопросов бесплатной и платной реализации услуг. Однако не были затронуты востребованные процессы по распространению качественной профессиональной помощи через государственные и рыночные механизмы с использованием возможностей как консультационных центров, так и индивидуальных психологов.
  • После выхода из карантинных мер, связанных с распространением COVID, эффективность работы квалифицированных специалистов консультационных центров значительно снизилась. В этой ситуации предлагается предоставить педагогам и консультантам возможность профессионального развития и приобретения навыков, необходимых для консультирования родителей при взаимодействии со своими детьми, особенно имеющими ограниченные возможности здоровья.
  • Требуется усовершенствовать систему оплаты труда консультантов, учет их квалификации, возможности стимулирования качества их работы, поскольку на деятельность специалистов консультационных центров не распространяются принципы оплаты труда и обязательства, поставленные перед педагогическими работниками.

№ 4, 2021 Абанкина И.В., Филатова Л.М. «Консультативная помощь родителям детей дошкольного возраста»