• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доступность дошкольного образования в раннем возрасте

Из печати вышел 3-й выпуск серии информационных бюллетений «Доступность дошкольного образования в раннем возрасте», подготовленный НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга экономики образования.

Задачи государственной политики в области современного развития дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет направлены на расширение возможностей по созданию мест, что позволяет снизить очередь на поступление детей в детские сады, повышает охват и доступность дошкольного образования. В условиях снижения рождаемости неизбежно уменьшается численность детей и реализация государственной программы, направленной на ежегодное увеличение воспитанников в возрасте до 3 лет (вплоть до 2022 г.), становится очень сложной задачей в период выхода из эпидемиологической ситуации, связанной с COVID.

Исследование направлено на комплексную оценку развития дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет. Большое внимание в работе уделено обоснованию основных признаков позитивного развития данной сферы и выявлению проблемных зон ресурсной обеспеченности на уровне региональной политики. Результаты исследования подтверждают региональную дифференциацию субъектов даже в пределах одного территориального округа как в связи с последствиями COVID, так и использованием различных моделей распределения ресурсов для повышения доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет.

Главные выводы выпуска :

  • Высокие результаты по формированию мест для детей в возрасте до 3 лет отмечаются в субъектах, которые используют модели прогнозирования спроса потребителей и применяют в ускоренном режиме эффективные методы достижения ресурсной обеспеченности сегмента раннего развития детей.
  • В отдельных регионах повышение доступности дошкольного образования для детей до 3 лет связано со снижением численности воспитанников относительно прошлого года. Это позволяет частично высвободить места в ясельных группах, ликвидировать очередь и повысить доступность дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет до 100%.
  • В других регионах реализация мероприятий по формированию новых мест не обеспечивает в полной мере спрос потребителей, увеличивается очередь в детские сады. В этом случае из-за ограниченного предложения подтверждается дефицит мест в дошкольных образовательных организациях и показатель доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет значительно снижается относительно прошлого периода.
  • Исследование позволяет оценить достигнутый уровень доступности дошкольного образования, темпы сокращения очереди в детские сады, развитие групп для детей раннего возраста, их наполняемость, обеспеченность детей местами в этих группах. Комплексное видение по продвижению отмеченных задач отражает готовность регионов к повышению уровня доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет и способствует снижению рисков по мере выявления проблемных зон.
  • Планомерный контроль потребительского спроса населения на места для детей в возрасте до 3 лет в субъектах позволяет регулировать предложение со стороны дошкольных образовательных организаций и в случае необходимости принимать решения о перераспределении ресурсов между поселениями муниципальных районов или городских округов.
  • Только применение комплекса мер по созданию, введению, формированию и распределению ресурсов при тщательном изучении спроса в сегменте раннего развития детей с учетом методов прогнозирования, а также планирование деятельности в области консультирования родителей может привести к положительным результатам в повышении доступности дошкольного образования.

№ 3, 2021 Абанкина И.В., Филатова Л.М. «Доступность дошкольного образования в раннем возрасте»