21-22 ноября в Москве состоялся XI международный Конгресс-выставка «Global Education – Образование без границ – 2017»
Эксперты и участники мероприятия обсудили основные проблемы модернизации СПО. Как взаимодействует с рынком труда система среднего профессионального образования? В рамках ежегодной конференции Минобрнауки России, посвященной среднему профессиональному образованию («Global Education – Образование без границ», 21—22 ноября 2017 г.), экспертами НИУ ВШЭ были представлены результаты комплексного проекта по изучению массовых и высокотехнологичных секторов, проведенного в 2016—2017 гг. в рамках мониторинга экономики образования.
Массовый и высокотехнологичный сектора в среднем профессиональном образовании
представил замдиректора Центра статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Николай Шугаль.
Качество образования — ключевой ориентир государственной политики в сфере среднего профессионального образования. И для его оценки необходимо понимать, какие навыки и компетенции востребованы современными работодателями, какие требования предъявляются ими к новоиспеченным выпускникам профессиональных образовательных организаций. Удается ли сегодня системе СПО готовить специалистов, востребованных на рынке труда, восполнять дефицит квалифицированных кадров? На фоне активного реформирования СПО модернизация может идти неравномерно. Каковы перспективные точки роста? Это так называемые массовые профессии и специальности, пользующиеся наибольшей популярностью у абитуриентов, или профессии и специальности, ориентированные на высокотехнологичные производства?
В ходе исследования были проведены социологические опросы с участием 1055 студентов и 703 педагогов (преподавателей и мастеров производственного обучения) профессиональных образовательных организаций, где обучают массовым (популярным) профессиям и специальностям; 511 руководителей предприятий-работодателей, использующих труд работников массовых профессий и специальностей СПО; 967 студентов и 632 педагога профессиональных образовательных организаций, где обучают высокотехнологичным профессиям и специальностям; также был опрошен 521 работодатель высокотехнологичных секторов экономики.
К сектору массовых профессий и специальностей в исследовании отнесены: промышленность средств производства (электроэнергетика, машиностроение, металлообработка), промышленность потребительских товаров и общепита (промышленная экология и биотехнологии, технологии легкой промышленности, швейное производство, общественное питание, производство пищевой продукции), транспорт, строительство, экономика и управление, а к сектору высокотехнологических — информационные технологии, химические и биотехнологии, фармация, связь, приборостроение, электроника, авиа- и космическая техника, медицинское оборудование, управление в технических системах.
Кадровая политика компаний высокотехнологичного и массового секторов, как и мнения об уровне подготовки студентов в системе СПО, во многом схожи. Личные качества и навыки, важные для массового работодателя, выходят на первое место для высокотехнологичных производств. Практический опыт, напротив, имеет сравнительно меньшее значение. Тем не менее, это два основных критерия найма в рассматриваемых секторах, остальные идут с большим отрывом, особенно для высокотехнологичного сектора. В высокотехнологичном секторе чаще обращают внимание на успеваемость выпускников и меньше на наличие разряда или свидетельства о допуске.
Основные риски успешного взаимодействия системы СПО и рынка труда несут скорее не особенности и ограничения отдельных секторов, а системные факторы, с учетом которых действуют работодатели вне зависимости от отраслевой принадлежности.
Доучивать выпускников высокотехнологичных профессий и специальностей СПО приходится чаще, да и о дефиците их навыков говорит несколько больше работодателей. Впрочем, скорее это связано с более высокими требованиями высокотехнологичных производств, нежели с существенными различиями в подготовке по программам СПО (уровень профессиональных знаний выпускников СПО и умение переучиваться работодатели обоих секторов оценили одинаково).
Профессиональные (технические) навыки, относящиеся к работе, почти все работодатели массового и высокотехнологичного секторов считают самыми важными при трудоустройстве. И дефицит именно этих навыков у выпускников техникумов и колледжей отметили 61% высокотехнологичных компаний и 58% компаний, использующих труд работников массовых профессий и специальностей СПО. Важное условие приобретения таких навыков — качество ресурсного обеспечения профессиональных образовательных организаций. В ходе проведенного опроса преподаватели и мастера производственного обучения высоко охарактеризовали качество педагогического корпуса и образовательных программ. А вот качество учебного и производственного оборудования было оценено значимо хуже: меньше половины педагогов техникумов и колледжей охарактеризовало его как хорошее и более 10% — как плохое.
О наличии необходимого оборудования говорят 2/3 преподавателей (распределения почти точно совпадают по высокотехнологичному и массовому секторам). В то же время треть говорит, что его нет или не хватает. Особенно провально с позиции наличия оборудования выглядит группа профессиональных образовательных организаций, объединяющая подготовку по таким профессиям и специальностям, как связь, приборостроение, электроника, авиа- и космическая техника, медицинское оборудование, управление в технических системах. Каждый пятый педагог высокотехнологичного сектора говорит о том, что в техникумах и колледжах имеющееся оборудование является устаревшим, в массовом секторе об сказал почти каждый третий. Это означает, дорогостоящее производственное оборудование для многих профессиональных образовательных организаций сегодня недоступно.
Ключевой момент — использование такого оборудования. Примерно половина как высокотехнологичных, так и массовых техникумов и колледжей использует лабораторное оборудование. На таком же уровне использование производственного оборудования в массовом секторе, а в высокотехнологичном — вдвое меньше.
При дефиците производственного важно обеспечить доступ обучающихся к симуляторам и тренажерам. Однако и их использование довольно низкое (на уровне 19% в массовом и 25% в высокотехнологичном секторах, причем в группе «связь, приборостроение, электроника, авиа- и космическая техника, медицинское оборудование, управление в технических системах» — 17%).
Для приобретения профессиональных (технических) навыков важнейшую роль играют применение теории к решению кейсов, групповая работа над проектом. По данным опросов студентов, сегодня эти виды работ в ходе семинаров организуются редко (в высокотехнологичном секторе ситуация чуть-чуть лучше по групповой работе и несколько хуже по кейсам). В секторе массовых профессиональных образовательных организаций чаще выступают с докладами и участвуют в обсуждениях на семинарах. Но самая популярная активность на семинарах в обоих секторах — запись под диктовку или переписывание с доски. Массовый сектор здесь лидирует.
Студенты высокотехнологичного сектора реже участвуют в производственной практике (на 15 процентных пунктов). Однако они посвящают значительно больше времени самообразованию и саморазвитию. Также студенты ВТ-сектора много работают в процессе обучения (что возможно отчасти компенсирует недостаток практики).
Как показал проведенный анализ, высокотехнологичный и массовый сектора СПО сегодня не демонстрируют кардинальных отличий в особенностях и качестве подготовки выпускников: проблемы, характерные для одного из них, как правило, свойственны и другому. Главный вывод — обучение не вполне способствует развитию способностей у выпускников решать реальные задачи на работе, используя полученный багаж теоретических знаний и навыков работы с оборудованием. Остро ощущается недостаток практических профессиональных знаний и навыков, неумение принимать решения, неспособность к самоорганизации.
Развитие цифровизации и роботизации в недалеком будущем приведет к тому, что ряд массовых профессий и специальностей перестанет быть актуальным либо существенно трансформируется. В этом смысле высокотехнологичные профессии и специальности должны стать «точкой роста» системы. Однако на данный момент высокотехнологичный сектор не выглядит драйвером на фоне массового сектора и испытывает дополнительное давление из-за необходимости работы со сложным, дорогостоящим и, как следствие, весьма дефицитным оборудованием.
Потребности высокотехнологичных отраслей в квалифицированных кадрах
Один из важнейших глобальных трендов на рынке труда связан с быстрым распространением автоматизации и роботизации, внедрением новых безлюдных технологий. В настоящее время во всем мире ведется активная дискуссия о влиянии этих трендов на занятость. Одни утверждают, что рынок труда сможет справиться с неизбежным высвобождением работников, что уволенные работники находят себе новые рабочие места, другие утверждают, что автоматизация и роботизация несут серьезную угрозу занятости. Эти вызовы рынку труда затрагивают не только Европу и Америку, но в полной мере относятся к России. Важно то, что сокращается спрос не только и даже не столько на низкоквалифицированный, физически тяжелый и небезопасный труд, но и на работников средней квалификации, специалистов среднего звена.
Последствия технологических изменений для системы среднего профессионального образования, в первую очередь, технического, профиль которого должен определяться, исходя из спроса работодателей на компетенции, представила в своем докладе заведующая отделом исследований человеческого капитала ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Наталья Шматко.
Оценка потребности в квалифицированных кадрах (на примере высокотехнологичных отраслей)
В докладе были рассмотрены основные наднациональные и национальные системы прогнозирования потребностей в кадрах и компетенциях; проанализированы тренды перспективного спроса на специалистов среднего звена, наиболее востребованные профессии, а также ожидания работодателей в отношении необходимых знаний, навыков и опыта техников на предприятиях высокотехнологичных отраслей.
Н. Шматко подчеркнула, что специалисты среднего звена, техники на высокотехнологичном производстве и в организациях сферы интеллектуальных услуг являются группами риска — многие профессии могут исчезнуть с рынка труда в результате автоматизации и роботизации. Ожидаемая динамика спроса на техников носит противоречивый характер: по одним профессиям спрос растет усиленными темпами, по другим столь же стремительно сокращается. Интенсивные изменения состава требуемых компетенций техников в ближайшие годы произойдут во практически всех отраслях.
Полученные в «Мониторинге экономики образования» в 2017 г. данные показывают, что многие российские работодатели, даже в высокотехнологичных отраслях, пока не осознают скорости и масштабов грядущих изменений, не готовятся к ним. Нужна опережающая подготовка кадров с цифровыми навыками и другими востребованными для профессий будущего даже если спрос на эти кадры в России пока невысокий.
Профессиональные образовательные организации в контексте модернизации системы СПО: ключевые аспекты деятельности
В российском профессиональном образовании происходят серьезные системные изменения, связанные с необходимостью обновления его содержания, усиления обратной связи системы образования и рынка труда, внедрения современных образовательных технологий и одновременно повышения доступности качественного образования. Успешность выполнения этих задач зависит от участия профессиональных образовательных организаций (ПОО), работы их руководителей и педагогических коллективов. Эту важную информацию не собирают органы статистики, для этого разработаны социологические обследования руководителей ПОО, которые и проводились в рамках Мониторинга экономики образования. На основании этих обследований в выступлении заведующей отделом мониторинга экономики образования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Натальи Бондаренко были представлены мнения руководителей профессиональных образовательных организаций о вовлеченности их организаций в ключевые мероприятия по модернизации среднего профессионального образования и о полученном опыте участия и ожиданиях. В рамках выступления обсуждались наиболее актуальные вопросы адаптации образовательных организаций в условиях повышающихся требований к стандартам подготовки по программам СПО, в том числе по таким аспектам деятельности, как структура программ, финансовые возможности и кадровая политика, характер взаимодействия с работодателями и образовательными организациями.
В частности, в выступлении особое внимание было уделено вопросам участия профессиональных образовательных организаций во внедрении новых федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям СПО (топ-50). Пока только ограниченное число организаций прошло лицензирование программ подготовки по топ-50 профессиям, специальностям, но по результатам обследования, существенно большее число ПОО выразило интерес к реализации этих программ. Представители значительного числа ПОО уже вовлечены в различного рода мероприятия, связанные с ознакомлением, созданием условий для внедрения новых ФГОС СПО. В первом эшелоне, который участвует в этих мероприятиях, оказался управленческий состав ПОО. На данном этапе пока в программах повышения квалификации по внедрению новых ФГОС СПО довольно ограниченно участвует педагогический персонал, хотя это то звено, которое непосредственно будет отвечать за реализацию новых технологий подготовки в соответствии с ФГОС СПО. При этом существует определенная настороженность среди руководителей ПОО по поводу полезности некоторых элементов новых ФГОС СПО, в частности, в отношении демонстрационного экзамена. Кроме того, по результатам опроса существенно реже вовлечены в мероприятия по внедрению новых ФГОС СПО представители небольших ПОО (где обучаются менее 500 человек). Также в небольших ПОО хуже условия по материально-технической обеспеченности, в том числе для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, по взаимодействию с работодателями.
В новых ФГОС СПО в числе ключевых элементов обозначена ориентация на практико-ориентированный подход в обучении. На данные момент со стороны ПОО есть существенный интерес к развитию практико-ориентированных механизмов подготовки, одновременно есть и опасения относительно возможностей реализации. Среди этих опасений — вопрос соответствия материально-технической базы требованиям по подготовке к демонстрационному экзамену в рамках новых ФГОС СПО и подготовке к чемпионатам WorldSkills, организации производственных практик с учетом стандартов WorldSkills. В целом пока возможности ПОО таковы, что сейчас они ориентированы на подготовку единиц студентов для чемпионатов, а не на широкомасштабное применение методик WorldSkills в программах СПО. Эти ограничения не удастся преодолеть без использования эффективных моделей сетевого взаимодействия, как между образовательными организациями, так и с работодателями. Но при этом сами работодатели в большинстве своем не проявляют интерес к инвестированию и участию в дуальном обучении, в подготовке по стандартам WorldSkills.
В ходе выступления также было отмечено, что в условиях адаптации к новым ФГОС СПО значительная часть (около 40%) организаций сообщили о снижении, пока некритическом (до 10%), бюджетного финансирования. Но одновременно все чаще сообщают о платности тех или иных видов услуг в рамках обучения в ПОО. Наличие квалифицированных кадров — важное условие для организации эффективной подготовки на программах СПО, при этом ключевым фактором для привлечения и удержания таких кадров является обеспечение достойного уровня оплаты труда. По результатам обследования, после существенного роста до 2015 года в 2016–2017 годах уровень оплаты труда в лучшем случае лишь остается в коридоре значений, достигнутых между 2014-2015 годами. В этой связи существенно не меняются и оценки конкурентоспособности по уровню оплаты (т.е. оценки возможностей руководителей обеспечить преподавателям уровень оплаты, соответствующий среднерегиональному в образовательной сфере и среднерегиональному в корпоративном секторе своего профиля). Так, что касается сравнения с корпоративным сектором, то в настоящее время одна треть руководителей ПОО признает, что проигрывает в возможностях оплаты труда своих преподавателей относительно профильных компаний.
Подводя итог, Наталья Бондаренко выделила наиболееактуальные направления деятельности ПОО, нуждающиеся в дальнейшей проработке: выравнивание условий деятельности между небольшим и крупными профессиональными образовательными организациями (в том числе с помощью расширения сетевого взаимодействия); вовлечение более широкого круга работодателей в регионах для организации масштабной практико-ориентированной подготовки; более серьезная проработка механизмов обеспечения подготовки и проведения демонстрационного экзамена на местах и продолжение работы по повышению доступности обучения в ПОО для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Подготовили Николай Шугаль, Наталья Бондаренко, Наталья Шматко