• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Расходы населения на образование детей и молодежи: анализ статистических и социологических данных

В российской и международной исследовательской повестке оценка вклада домохозяйств в образование остается одной из наиболее актуальных. Наряду с государственными средства населения – важный источник инвестиций в сферу образования, влияющий на доступность образовательных услуг для домохозяйств с различным социально-экономическим статусом.Исследование расходов семей на образование, представленное в бюллетене, базируется на результатах федеральных статистических наблюдений и общероссийского опроса домохозяйств, проведенного НИУ ВШЭ в июне-июле 2022 г. в рамках Мониторинга экономики образования. Применение комбинированного анализа статистических и социологических данных позволило получить оценки по тем видам расходов, которые остаются вне рамок статистического учета, например, оплата дополнительных занятий и услуг репетиторов, платежи на нужды образовательных организаций, покупки товаров и услуг, связанных с получением образования. Особое внимание уделено масштабам дифференциации расходов на образование детей и молодежи в зависимости от характеристик домохозяйств и образовательных траекторий обучающихся. Детально проанализированы масштабы и направления инвестиций населения в дополнительное образование детей и молодежи, в том числе объем рынка репетиторских услуг.

Предлагаем Вашему вниманию информационный бюллетень № 10 (52) «Расходы населения на образование детей и молодежи: анализ статистических и социологических данных» , подготовленный Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» на основе данных Мониторинга экономики образования.

Главные выводы выпуска:

  • Валовые расходы семей на основное и дополнительное обучение детей и молодежи в возрасте от полутора до 24 лет, включая траты на нужды образовательных организаций и сопутствующие расходы, составили в 2021/2022 уч. г. более 2.1 трлн руб., т.е. более половины бюджетных расходов на образование. А чистые инвестиции семей в образование детей, включающие расходы на основное обучение и дополнительные занятия, составили 1.4 трлн руб. (или две трети валового объема расходов населения, связанных с образованием). Неформальные платежи на нужды образовательных организаций насчитывали почти 140 млрд руб. (или 6%).
  • Наибольший объем валовых расходов семей на образование приходится на школьников, основная часть которых связана с инвестициями в дополнительное образование. При обучении объем соответствующих расходов (как абсолютных, так и удельных) в техникумах и вузах ниже, в том числе за счет меньшей вовлеченности студентов в платные дополнительные занятия.
  • 248,8 млрд рублей или треть расходов на дополнительные занятия школьников приходится на оплату репетиторов, частных педагогов. Общий объем рынка репетиторских услуг оценивается в 261,3 млрд рублей.
  • При переходе от общего к профессиональному образованию акцент в структуре расходов смещается в сторону инвестиций в основное образование, при этом объем расходов населения на высшее образование в 2,1 раза больше, чем на СПО.
  • Значительная часть платежей на нужды образовательных организаций формируется в сфере школьного образования. В профессиональном образовании, особенно в вузах, этот вид расходов минимален (им были охвачены 30% студентов в вузах против 80% учащихся в школах). Чаще всего платежи направлялись на подарки педагогам и на приобретение канцелярских товаров.
  • Расходы семей на образование детей существенно дифференцированы в зависимости от материального положения, образовательного капитала родителей обучающихся, а также образовательных предпочтений и планов последних. Например, выбор в пользу углубленного изучения предметов в школе, планы получения высшего образования, поступления в магистратуру способствуют расширению текущих инвестиций в образование.
  • В случае гипотетического существенного (на 20%) снижения доходов, подавляющее большинство семей будет стараться сохранить уровень потребления, связанного с образованием. Наименее эластичны к снижению доходов сопутствующие обучению расходы, за исключением затрат на ИКТ. Также маловероятен отказ от платного обучения в сфере профессионального образования: 90% семей студентов СПО и 98% студентов ВО, обучающихся платно, постарались бы найти финансовые возможности для его продолжения.

№ 10 (52) Шугаль Н.Б., Бондаренко Н.В. «Расходы населения на образование детей и молодежи: анализ статистических и социологических данных»