Ландшафт внеучебной деятельности студентов российских вузов
В новом выпуске информационного бюллетеня представлены характеристики студентов, участвующих и не участвующих во внеучебной деятельности, проведена проверка наличия взаимосвязи между участием студентов во внеучебной деятельности и развитием универсальных навыков, а также оценены масштабы и динамика участия студентов российских вузов во внеучебной деятельности в 2020–2022 гг. Данный период затрагивает время вынужденного дистанционного формата обучения, который характеризуется ограниченными возможностями для внеучебной активности. Эмпирическую базу исследования представляют данные, собранные в ходе Мониторинга экономики образования в 2022 г.
Предлагаем Вашему вниманию информационный бюллетень № 9 (51) «Ландшафт внеучебной деятельности студентов российских вузов» , подготовленный Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» на основе данных Мониторинга экономики образования.
Главные выводы выпуска:
- Студенты, вернувшись с дистанта, стали активнее участвовать во внеучебных мероприятиях. Произошел небольшой рост показателей отдельных форматов внеучебной деятельности: 47% в 2021/2022 уч. г. по сравнению с 32% в 2020/2021 уч. г.
- Студенты с более высоким социально-экономическим статусом чаще других соучеников вовлекаются во внеучебные мероприятия. Студенты, в большей степени занятые учебой и выполнением учебных заданий, меньше времени тратят на внеучебные активности в силу высокой академической нагрузки и несбалансированности между учебными и внеучебными мероприятиями в университете.
- Была подтверждена взаимосвязь между вовлеченностью студентов во внеучебную деятельность и развитием у них определенных навыков. Студенты, которые участвуют во внеучебной практике, выше оценивают навыки критического мышления, самоорганизации, общения и командной работы, принятия решений и другие навыки.