• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Барьеры доступности высшего образования и социальные факторы дифференциации образовательных траекторий

В информационном бюллетене анализируются барьеры доступности высшего образования и социальные факторы, определяющие выбор траектории обучения. Рассматриваются образовательные ожидания российских семей, восприятие ими препятствий поступлению в вуз, различия в планируемых траекториях после окончания основной и старшей школы, доступность магистратуры. В фокусе внимания – уровень образования и материальное положение родителей как наиболее значимые факторы дифференциации образовательных возможностей. Материал подготовлен по результатам обследования домохозяйств, проведенного в рамках проекта НИУ ВШЭ «Мониторинг экономики образования» в 2021/2022 уч. г.

Предлагаем Вашему вниманию информационный бюллетень № 8 (50), 2023 «Барьеры доступности высшего образования и социальные факторы дифференциации образовательных траекторий» , подготовленный Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» в рамках Мониторинга экономики образования.

Главные выводы выпуска:

  • Россия  – мировой лидер по участию населения в третичном образовании (включает высшее образование и программы подготовки специалистов среднего звена). Охват высшим образованием относительно релевантной когорты в России стабилизировался, образовательная экспансия завершилась.
  • Почти 80% семей хотят, чтобы их дети получили именно диплом вуза. Чем выше материальный достаток и образовательный уровень родителей, тем более безальтернативным становится запрос семьи на получение их детьми высшего образования.
  • Ключевыми мотивами наличия высшего образования являются: получение хорошо оплачиваемой работы, возможность стать востребованным специалистом, добиться успеха и сделать карьеру.
  • Среди барьеров доступа к высшему образованию респонденты чаще всего называют финансовые ограничения: высокие затраты на обучение и нехватку бюджетных мест. Население ожидает от государства бюджетного и массового обучения в вузах, но готово доплачивать за качество высшего образования. Однако даже за наиболее качественное высшее образование семьи в среднем готовы платить меньше его актуальной стоимости.
  • Попадание в старшую школу имеет решающее значение для обеспечения доступа к высшему образованию. Материальное положение и образовательный уровень родителей положительно коррелируют с планами поступления в старшую школу и последующего обучения в вузе.
  • Несмотря на всеобщую желательность диплома вуза, менее обеспеченные и образованные семьи вынуждены отдавать предпочтение программам среднего профессионального образования.
  • По данным обследования домохозяйств, каждая третья семья в России нацелена на продолжение обучения их детей после получения диплома бакалавра или специалиста. Спрос на постбакалаврские программы наиболее силен у представителей наиболее образованных и обеспеченных слоев общества.