• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Обучение работе на фондовом рынке в России: ключевые характеристики, проблемы и рекомендации

В информационном бюллетене представлены результаты исследования современного российского поля инициатив по обучению работе на фондовом рынке. Это становится особенно актуальным, учитывая, что на Московской бирже открыто уже более 24 миллионов брокерских счетов. В публикации представлено существующее поле инициатив по обучению работе на фондовом рынке и предложена их классификация. Всего было найдено и проанализировано 36 инициатив, проведено 85 интервью и фокус-групп с лицами с опытом освоения соответствующих образовательных продуктов, а также экспертами и представителями изученных образовательных инициатив. Предложены рекомендации по совершенствованию системы обучения работе на фондовом рынке.

Предлагаем Вашему вниманию информационный бюллетень № 6 (48), 2023 «Обучение работе на фондовом рынке в России: ключевые характеристики, проблемы и рекомендации», подготовленный Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» в рамках Мониторинга экономики образования.

Главные выводы выпуска:

  • Четко выделяются три типа провайдеров обучения: 

1) крупные образовательные центры; 
2) крупные брокеры и квазигосударственные игроки, специализирующиеся на финансовых услугах;
3) небольшие частные инициативы.

  • Образовательные центры и крупные брокеры не удовлетворяют существующие потребности в обучении, важную нишу занимают небольшие образовательные инициативы. С точки зрения подачи материала можно выделить два подхода: исключительно техническое обучение механизмам совершения сделок (более характерно для образовательных центров и крупных брокеров) и содержательное обучение месту фондового рынка в современной экономике («повестке») наряду с освоением технических навыков (более характерно для небольших частных инициатив).
  • Наиболее высоко оцениваемые респондентами (включая лиц с опытом освоения соответствующих образовательных продуктов, а также экспертов и представителей изученных образовательных инициатив) программы направлены на содержательное обучение «повестке».
  • Обучение работе на фондовом рынке дает эффекты, выходящие за пределы фондового рынка, поддерживая предпринимательские и, в целом, проактивные траектории обучающихся. Этот эффект может иметь важное значение в контексте поиска новых инструментов развития предпринимательства (в том числе среди студентов).
№ 6 (48) Сорокин П.С., Тимофеев А.А. «Обучение работе на фондовом рынке в России: ключевые характеристики, проблемы и рекомендации»