• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Агентность и семейные образовательные стратегии: между сильной школой и свободой анскулинга

В новом выпуске информационного бюллетеня анализируется перемещение школьников между полюсами традиционной школы и семейного обучения – рассматриваются оба вектора: выбор в пользу государственной школы и выбор в пользу альтернативного образования. Исследование опирается на глубинные интервью со школьниками в возрасте 10–17 лет и их родителями, проведенные в рамках Мониторинга экономики образования в 2022 году (всего 77 интервью, 39 семей из 12 регионов России). В центре внимания вопросы: как, когда, в каких условиях ребенок или подросток действует самостоятельно и проактивно; как агентность связана с успешностью и субъективным благополучием. Исследование помогает понять, какие факторы влияют на самостоятельность и агентность; какой формат обучения будет наиболее подходящим для конкретного школьника; какие элементы среды можно варьировать, чтобы улучшать характеристики учебного опыта даже в условиях ограниченных возможностей.

Предлагаем Вашему вниманию информационный бюллетень № 5 (47), 2023 «Агентность и семейные образовательные стратегии: между сильной школой и свободой анскулинга», подготовленный Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» в рамках Мониторинга экономики образования.

Главные выводы выпуска:

  • Самостоятельность является важной ценностью и целью воспитания для многих родителей. Это многосоставное понятие в глазах родителей: не только набор тренируемых навыков, но и личностные характеристики, связанные с поведением.
  • Выбирая вектор движения в пользу государственной школы, родители чаще всего стремятся к вертикальной мобильности ребенка за счет различных ресурсов, предоставляемых школой. Они хотят не только реализовать потенциал ребенка, но и помочь ему перейти на новую (социально одобряемую) ступень знаний, навыков и опыта. Основные мотивы перемещения таковы: «выигрыш» во времени за счет делегирования заботы о детях специалистам; стремление к высокому академическому уровню; переход в среду сверстников, задающих высокую интеллектуальную планку; поиск конкретного профиля и оснащенности; расширение возможностей и образовательного пространства силами школы; обогащение внеучебной жизни на базе школы; расширение круга общения и развитие социальных навыков.
  • Выбирая вектор движения в пользу частного или альтернативного образования, родители скорее отталкиваются от интересов и склонностей самого ребенка. В фокусе их внимания не столько академические успехи, сколько личность ребенка и индивидуализированный подход к нему.  Такие родители готовы брать ответственность на себя и гибко подходить к выбору цели, средств и способов обучения ребенка. Особенно явно это выражено в семьях, переходящих на семейное обучение. Основные мотивы таковы: стремление дать детям больше свободы; обеспечить психологический комфорт; развивать современные навыки; более продуктивно использовать время и силы.
  • Выделены три типа родительских стратегий в зависимости от сочетания двух факторов– какое структурирование (мягкое или жесткое) характерно для большей части учебных или повседневных ситуаций, в которых действует ребенок; какие цели (внешние или внутренние) являются для семьи определяющими в ситуации образовательного выбора:
- «Академики»: жесткое структурирование + внешние цели;
- «Садовники»: мягкое структурирование + внешние цели;
- «Художники»: мягкое структурирование + внутренние цели (генерирует семья или даже сам ребенок).
  • Стратегия «академиков» описывает не только действия тех, кто выбирает государственную школу. В эту же категорию могут попасть и те, кто переходит на семейное обучение или в частную школу, но использует «традиционные» цели и средства. В этом случае семейное обучение будет представлять собой ту же «традиционную школу» в домашних условиях. Родитель и ребенок в рамках этой стратегии стремятся к успешной социальной мобильности в условиях сложившейся социальной структуры и ориентированы на четко выстроенные системой образования «ступеньки» на этом пути (ЕГЭ, олимпиады школьников, конкурсы, соревнования).
  • Стратегия «садовников» описывает стратегию родителей, которым «тесно» в традиционной школе, хотя в целом они разделяют общие цели, заданные системой образования. Однако их интересует уже не только и не столько накопление знаний, сколько формирование универсальных навыков, компетенций. Они верят в высокий потенциал своих детей, но не готовы жертвовать настоящим моментом и помещать их в систему жесткого структурирования и контроля ради будущих академических успехов.
  • Стратегия «художников» описывает стратегию родителей, которые не только выбирают собственные средства для достижения целей, но и ориентируются на другие цели. Они готовы отказаться от амбициозных намерений и гарантированного социального статуса. Их приоритет – индивидуализированная образовательная стратегия и максимальная степень свободы.

№ 5 (47) Добрякова М.С., Юрченко О.В. «Агентность и семейные образовательные стратегии: между сильной школой и свободой анскулинга»