• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Преподавательские практики сотрудников вузов и научных организаций

В новом выпуске информационного бюллетеня представлен анализ педагогических практик преподавателей российских вузов и научных организаций на фоне окончания пандемии и изменения внешнеполитической обстановки. Исследование проведено на основе опросов преподавателей вузов и сотрудников вузов и научных организаций с высокой публикационной активностью в рамках Мониторинга экономики образования в 2022 году. В исследовании рассматриваются сюжеты, посвящённые структуре преподавательской нагрузки и бюджету времени преподавателей, научной и проектной работе со студентами, вовлечению студентов в научную работу, практикам оценки качества преподавания, использованию дистанционных технологий обучения, а также влияния санкционной политики на преподавательские практики.

Предлагаем Вашему вниманию информационный бюллетень № 4 (46), 2023 «Преподавательские практики сотрудников вузов и научных организаций» , подготовленный Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» в рамках Мониторинга экономики образования.

Главные выводы выпуска:

  • За последние два десятилетия преподавательская нагрузка значительно возросла за счёт увеличения количества дисциплин в расчёте на одного преподавателя. Сотрудники столичных и ведущих вузов имеют меньшую нагрузку, чем сотрудники остальных вузов.
  • Изменения, связанные с масштабным внедрением онлайн-преподавания, ускоренной цифровизацией и переводом части элементов образовательного процесса в онлайн-формат оказались необратимыми, так как эти тенденции сохранились и после окончания пандемии COVID-19.
  •  Введенные против Российской Федерации санкции затронули преподавательские практики менее половины российского ППС. Тем не менее, наиболее чувствительными к ним оказались самые продуктивные сотрудники, активно публикующиеся в научных журналах, работающие в ведущих и столичных вузах и интегрированные в международные научные сети. Главной проблемой стала недоступность цифровых ресурсов и электронных библиотек, необходимых для проведения занятий.
  •  Доля преподавателей, занятых в репетиторской работе, оказалась весьма незначительной и составила около 6%, что существенно меньше, чем в начале 2000-х годов, когда 18% преподавателей были вовлечены в репетиторскую деятельность.
  •  Сотрудники, занимающиеся преподаванием, активно вовлекают студентов и аспирантов в свои научные коллективы. Чем моложе преподаватель – тем выше вероятность привлечения студентов и аспирантов к совместной научной работе.
  • Большинство преподавателей вовлечены в процедуры оценки качества образования. Сотрудники частных вузов чаще указывали, что их работа оценивалась по специальным процедурам студентами или другими сотрудниками.
№ 4 (46) Кирюшина М.А., Алексеева Я.И., Рудаков В.Н. «Преподавательские практики сотрудников вузов и научных организаций»