• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выбор альтернативного образования в России: мотивы и социальные характеристики семей

В новом выпуске информационного бюллетеня представлены результаты качественного исследования родителей детей в возрасте 7-17 лет, получающих образование вне школы: приводится анализ причин ухода из школы, социального контекста ухода, того, какими ресурсами располагают родители и как их используют для организации семейного образования (СО). Базой данных для исследования стали проведенные летом-осенью 2022 года 40 интервью с родителями школьников, выбравшими семейную форму обучения.

Предлагаем Вашему вниманию информационный бюллетень № 3 (45), 2023 «Выбор альтернативного образования в России: мотивы и социальные характеристики семей» , подготовленный Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» в рамках Мониторинга экономики образования.

Главные выводы выпуска:

  • Выбор СО вместо традиционной школы в основном обосновывается следующими аргументами. Во-первых, родители заботятся о благополучии ребенка или семьи целиком, включая как учет индивидуальных психологических характеристик ребенка, так и выбор для него более дружелюбной, развивающей, безопасной среды по сравнению с тем, какой оказалась школа. Во-вторых, расходятся ожидания от образования и своей роли в образовании ребенка у родителей и теми содержанием и формой, которые оказались представлены в той школе, куда пошел ребенок. В-третьих, это причины, связанные с организационной и финансовой доступностью СО, предпочтением более комфортного образа жизни для ребенка и семьи в целом.

  • Социальные процессы, которые сопутствуют этому выбору – увеличение популярности онлайн-образования, высокая мобильность семей, ценности бережного отношения к детям, забота об их благополучии, многообразие представлений о том, как должно быть выстроено образование ребенка.

  • В семьях, выбирающих СО, есть человеческие и временные ресурсы для организации образовательного процесса.

  • Семейное/альтернативное образование существенно уменьшает время, которое дети тратят на школьные занятия. Это высвобождает время на дополнительное образование. Родители обращают внимание на возможности для общения — но с опорой на детские интересы, в отличие от вынужденного общения в школе.

  • Обсуждая социализацию детей, информанты говорят о том, что они интенсивно общаются внутри семьи и имеют свой круг дружественных связей, в частности, с другими семьями, где дети также получают домашнее образование. Соответственно, социализация не страдает при исключении школы из повседневной жизни ребенка.

  • Создается впечатление, что тема социализации для респондентов — вынужденная, т.к. вызвана общественным интересом. Например, насыщение времени ребенка кружками и секциями обусловлено не собственно желанием или стремлением восполнить возможный дефицит общения, а учетом интересов ребенка. Появляющиеся возможности для общения со сверстниками становятся побочным результатом такого расширения образовательного пространства, хотя этот аргумент может использоваться и для доказательства того, что дефицит общения у таких детей отсутствует.

№ 3 (45) Поливанова К.Н., Ахмеджанова Д.Р., Любицкая К.А., Струкова А.С. «Выбор альтернативного образования в России: мотивы и социальные характеристики семей»