• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Опыт совмещения учебы и работы аспирантами и его роль в карьерных траекториях выпускников аспирантуры

В новом выпуске информационного бюллетеня представлены результаты анализа паттернов совмещения учебы и работы аспирантами российских вузов и научных организаций, а также анализ влияния совмещения учебы и работы на последующие карьерные и научные результаты выпускников аспирантуры. Исследование основывается на данных опросов аспирантов и выпускников аспирантуры, проведённых в рамках Мониторинга экономики образования в 2022 году. В исследовании раскрываются два основных сюжета. В рамках первого рассматриваются характеристики занятости аспирантов, мотивация совмещать учебу и работу, трудности при совмещении учебы и работы, а также влияние опыта совмещения на их текущую научную деятельность и дальнейшие планы. Второй сюжет позволяет оценить эффекты совмещения работы и учебы в аспирантуре на трудовые траектории и результаты после завершения обучения в аспирантуре.

Предлагаем Вашему вниманию информационный бюллетень № 2 (44), 2023 «Опыт совмещения учебы и работы аспирантами и его роль в карьерных траекториях выпускников аспирантуры» , подготовленный Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» в рамках Мониторинга экономики образования.

Главные выводы выпуска:

  • Девять из десяти аспирантов совмещают учёбу в аспирантуре с работой, и большинство из них работают полный день. Больше половины аспирантов работают в академическом секторе, часто в той же организации, в которой обучаются в аспирантуре.
  • Основной мотив совмещения обучения в аспирантуре с работой – финансовый, так как размер стипендии зачастую не превышает прожиточного минимума. Аспиранты готовы отказаться от работы и полностью сосредоточиться на учёбе, если размер стипендии будет сопоставим со средним размером заработной платы (50 тысяч рублей).
  • Исследование не выявило однозначного отрицательного влияния совмещения учёбы в аспирантуре с работой на научные результаты для тех, кто окончил аспирантуру. Однако, чаще защищаются и более успешны в науке те аспиранты, кто совмещал учёбу с работой в вузах или научных организациях, и чья работа связана с темой диссертации.
  • Опыт работы в академических организациях во время учебы увеличивает шансы на то, что карьеры выпускников аспирантуры будут связаны с исследовательской деятельностью.
  • Полученные результаты указывают на необходимость увеличения стипендиальной поддержки аспирантов либо субсидирования их трудоустройства во время обучения в академическом подразделении, в котором аспирант пишет диссертацию.
№ 2 (44) Слепых В.И., Рудаков В.Н. «Опыт совмещения учебы и работы аспирантами и его роль в карьерных траекториях выпускников аспирантуры»