Опыт совмещения учебы и работы аспирантами и его роль в карьерных траекториях выпускников аспирантуры
В новом выпуске информационного бюллетеня представлены результаты анализа паттернов совмещения учебы и работы аспирантами российских вузов и научных организаций, а также анализ влияния совмещения учебы и работы на последующие карьерные и научные результаты выпускников аспирантуры. Исследование основывается на данных опросов аспирантов и выпускников аспирантуры, проведённых в рамках Мониторинга экономики образования в 2022 году. В исследовании раскрываются два основных сюжета. В рамках первого рассматриваются характеристики занятости аспирантов, мотивация совмещать учебу и работу, трудности при совмещении учебы и работы, а также влияние опыта совмещения на их текущую научную деятельность и дальнейшие планы. Второй сюжет позволяет оценить эффекты совмещения работы и учебы в аспирантуре на трудовые траектории и результаты после завершения обучения в аспирантуре.
Главные выводы выпуска:
- Девять из десяти аспирантов совмещают учёбу в аспирантуре с работой, и большинство из них работают полный день. Больше половины аспирантов работают в академическом секторе, часто в той же организации, в которой обучаются в аспирантуре.
- Основной мотив совмещения обучения в аспирантуре с работой – финансовый, так как размер стипендии зачастую не превышает прожиточного минимума. Аспиранты готовы отказаться от работы и полностью сосредоточиться на учёбе, если размер стипендии будет сопоставим со средним размером заработной платы (50 тысяч рублей).
- Исследование не выявило однозначного отрицательного влияния совмещения учёбы в аспирантуре с работой на научные результаты для тех, кто окончил аспирантуру. Однако, чаще защищаются и более успешны в науке те аспиранты, кто совмещал учёбу с работой в вузах или научных организациях, и чья работа связана с темой диссертации.
- Опыт работы в академических организациях во время учебы увеличивает шансы на то, что карьеры выпускников аспирантуры будут связаны с исследовательской деятельностью.
- Полученные результаты указывают на необходимость увеличения стипендиальной поддержки аспирантов либо субсидирования их трудоустройства во время обучения в академическом подразделении, в котором аспирант пишет диссертацию.