Факторы успеха предпринимательских проектов студентов и выпускников российских вузов
В новом выпуске информационного бюллетеня представлены результаты исследования факторов успеха предпринимательских проектов студентов и выпускников ведущих российских вузов. Базой данных исследования послужили результаты 42 полуструктурированных интервью и 4-х фокус-групп, проведенных со студентами и выпускниками программ и курсов обучения предпринимательству, имеющих опыт запуска собственных предпринимательских проектов. Ключевыми направлениями анализа стали 4 типа капитала, влияющие на предпринимательский успех: социальные связи, финансовые показатели, знания и навыки, личностные черты. Среди важных факторов для успеха респонденты также отметили наличие предпринимателей среди близкого окружения, а также наличие неуспешного предпринимательского опыта. Анализ опирается на самооценку респондентов (с более успешным и менее успешным предпринимательским опытом) в отношении вклада различных факторов в их предпринимательский трек.
Главные выводы выпуска:
- Результаты исследования показали, что у наиболее успешных предпринимателей чаще встречается опыт развития нескольких бизнесов. Кроме того, для представителей обеих групп – и более успешных, и менее успешных – характерно наличие опыта первой продажи уже в детстве. Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что склонность к предпринимательству может формироваться уже с детства.
- Ключевым показателем успеха для респондентов оказались финансовые связи. Именно этот вид капитала выбирали наиболее успешные предприниматели выборки. Также все предприниматели, вне зависимости от успешности, признают важность команды. Если говорить о матрице капиталов, то наибольшую роль в успехе играют личные черты предпринимателя – настойчивость, вера в предпринимательский проект, способность мотивировать других участников. Роль связей также существенна для большинства респондентов. При этом факторы финансов и навыков менее важны для предпринимателя. Однако на вопрос о том, чего не хватило для успешного проекта, респонденты выделяют навыки.
- Основным критерием успешности проекта для предпринимателей служили финансовые показатели, но они фигурировали наряду с социальной важностью проекта, с решением запроса потребителя.
- Наиболее эффективными форматами обучения предпринимательству являются акселератор, питч-сессии, бизнес-встречи, менторская поддержка. Все лидирующие форматы обучения связаны с коммуникативными практиками, получением обратной связи по проекту. Именно такие форматы могут быть рекомендованы для обучения предпринимательству.