• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Цифровая среда в образовательных организациях различных уровней

В аналитическом докладе рассматриваются вопросы формирования цифровой образовательной среды, процесс накопления цифровых навыков и требования к ним на рынке труда. По данным опросов руководителей и педагогических работников образовательных организаций оценивались важнейшие аспекты развития цифровой образовательной среды, такие как их обеспеченность цифровыми ресурсами, использование педагогами и обучающимися компьютерной техники и электронных средств, уровень цифровых навыков у педагогов. Опросы родителей школьников и воспитанников детских садов, а также студентов колледжей и вузов позволили получить информацию о цифровых навыках обучающихся и роли образовательных организаций в их развитии.

Предлагаем Вашему вниманию аналитический доклад «Цифровая среда в образовательных организациях различных уровней», подготовленный Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» в рамках Мониторинга экономики образования.

Главные выводы:

  • Цифровая трансформация происходит неравномерно, если сравнивать различные уровни образования. В сфере высшего образования складываются более благоприятные условия для цифровизации, в том числе благодаря лучшей ресурсной обеспеченности и подготовленности педагогических кадров вузов, несколько отстает школьное сообщество. Хуже всего ситуация в сфере СПО – из-за отсутствия единой концепции в рамках государственной политики и системной поддержки внедрения ИКТ в работу профессиональных образовательных организаций.
  • Сквозная тенденция для всех уровней образования состоит в том, что развитие цифровой инфраструктуры пока не позволяет в полной мере проводить подготовку в соответствии с требованиями современных технологий. Отдельная проблема - наличие и состояние программного обеспечения, преимущественно это касается современного обучающего и специализированного ПО.
  • Лучше всего обеспечены вузы, однако у ряда из них также существуют значимые дефициты (например, у расположенных в малых городах, филиалов вузов). Ведущие вузы несколько лучше остальных оснащены современными компьютерами, мультимедийным, серверным, интерактивным оборудованием, высокоскоростным интернетом. Цифровая среда этих вузов наполнена более разнообразными сервисами. Но и здесь показатели оснащенности компьютерами, сетевым оборудованием и др. не выходят на уровень 90–100%, почти половина компьютерного парка «старше» 5 лет.
  • Ресурсная обеспеченность образовательных организаций вне зависимости от уровня образования выше в крупных и средних городах. Дифференциация по типу населенного пункта (городское или сельское поселение) существует как в случае с цифровой инфраструктурой, так и с цифровыми навыками.
  • На каждой ступени образования у педагогов существуют дефициты цифровых навыков. Не стала исключением и наиболее компетентная группа – преподаватели вузов: ректоры признают необходимость совершенствования компьютерных навыков (включая работу со специализированным ПО) у значительной части преподавателей. Только в 50% вузов их умения были оценены на «хорошо», а 40% ППС обучение использованию специализированных компьютерных программ считают одним из приоритетов профессионального развития. Причем проблема актуальна в ведущих и остальных вузах.
  • Выпускники средней школы обладают базовым набором цифровых компетенций и общей цифровой культурой. Качественный скачок в накоплении цифровых навыков происходит при переходе из 9-го в 10-й класс. А это значит, что абитуриенты вузов имеют более богатое цифровое портфолио, чем абитуриенты программ СПО, и лучше подготовлены как к продолжению обучения, так и к выходу на рынок труда.
  • Студенты СПО значимо отстают от своих сверстников – студентов 1-2 курсов вузов, в некоторых аспектах - проигрывают и старшеклассникам. Прежде всего обращает на себя внимание отставание по базовым цифровым навыкам, составляющим основу цифровой грамотности. Внутри уровня СПО заложены разные темпы освоения цифровых навыков в зависимости от ступени обучения (подготовка специалистов среднего звена или квалифицированных рабочих, служащих), что создает условия для усиления цифровой эксклюзии обучающихся рабочим профессиям.
  • Студенты вузов применяют наиболее разнообразные практики использования цифровых сервисов и инструментов. Учащиеся 1-2 курсов опережают старшеклассников, несмотря на минимальный возрастной разрыв. По мере прохождения обучения студенты демонстрируют наращивание цифровых навыков. Студенты магистратуры имеют существенно более высокий уровень цифровых навыков по сравнению со студентами бакалавриата и специалитета. Существует значимая дифференциация по направлениям подготовки: студенты математических, ИКТ- и технических направлений существенно опережают своих сверстников, а для остальной части обучающихся характерно отставание (гуманитарные, медицинские, сельскохозяйственные науки). При этом уровень владения ПО в ведущих вузах выше: здесь непосредственно на занятиях уделяется больше внимания развитию продвинутых навыков (включая использование специализированного ПО), программированию и проектированию, а сами студенты чаще дополняют занятия в вузе самостоятельным освоением специализированного ПО.

Шугаль Н.Б.Бондаренко Н.В.Варламова Т.А., Волкова Г.Л., Шкалева Е.В.Шматко Н.А. Цифровая среда в образовательных организациях различных уровней: аналитический доклад / Редакционная коллегия: Н.Б. ШугальН.В. БондаренкоТ.А. Варламова и др., НИУ ВШЭ, 2023