• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Потенциал практико-ориентированного обучения в оценках руководителей профессиональных образовательных организаций

В информационном бюллетене анализируется развитие практико-ориентированной модели обучения в профессиональных образовательных организациях (ПОО) через призму оценок их руководителей. Исследование выполнено на основе данных всероссийского социологического опроса руководителей ПОО в рамках Мониторинга экономики образования. Анализ опирается на предложенную авторами типологию – разделение образовательных организаций на группы (кластеры). В работе рассматриваются возможности и ограничения имеющихся в ПОО материальных ресурсов и педагогического корпуса, а также опыт внедрения элементов практико-ориентированной модели в зависимости от принадлежности ПОО к определенной группе.

Предлагаем Вашему вниманию информационный бюллетень № 25(42), 2022 «Потенциал практико-ориентированного обучения в оценках руководителей профессиональных образовательных организаций», подготовленный Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» в рамках Мониторинга экономики образования.

Главные выводы выпуска:

  • Обеспеченность сферы СПО инфраструктурой и кадрами, а также их качество, пока недостаточны для достижения практикоориентированности обучения. При этом ПОО существенно дифференцированы по этим показателям.
  • Наиболее обеспеченные ресурсами организации оказались и более инновационными по реализуемым образовательным практикам. Их сотрудники существенно чаще, чем сотрудники остальных ПОО, становились экспертами WorldSkills. «Ресурсное неравенство» воспроизводится: ресурсные ограничения отстающих ПОО не позволяют им преуспеть в обновлении кадров, образовательных программ и методик, что еще больше увеличивает разрыв между ними и более благополучными организациями из числа лидеров.
  • Тем не менее, в большей части ПОО есть запрос на реализацию практико-ориентированных форм обучения. Большинство руководителей заинтересованы в преподавателях с опытом работы на производстве и готовы конкурировать за них с профильными предприятиями. Совершенствование практических профессиональных навыков является одним из приоритетов педагогов ПОО.
  • Педагоги лидерских ПОО и организаций «лидерского резерва» в целом лучше подготовлены к реализации практико-ориентированного подхода. В стажировках на предприятиях чаще всего участвуют сотрудники ПОО-лидеров (80%), гораздо реже (67%) – их коллеги из отстающих ПОО.
  • Среди колледжей и техникумов достаточно распространена сетевая форма обучения, но степень вовлеченности в нее сильно варьирует в зависимости от группы ПОО: среди лидирующих организаций не используют этот инструмент 22%, среди отстающих – 33%. Потенциал сетевой формы обучения реализован не в полной мере в силу недостаточного интереса вероятных участников, прежде всего, предприятий-работодателей.
  • Что касается дуального обучения, лидирующие ПОО участвуют в нем наиболее активно и опережают остальных не только по уровню и разнообразию форм участия, но и по интенсивности сотрудничества студентов с наставниками от компаний. Дуальное обучение в них чаще, чем в отстающих, сопровождается модернизацией материально-технической базы.
  • Переход к демонстрационному экзамену в разных группах ПОО происходит разными темпами. Поскольку более успешные образовательные организации лучше обеспечены оборудованием, материалами, пособиями, кадрами, их студенты и преподаватели значительно более лояльны к введению нового формата экзамена.
  • Ближе всех к реализации практико-ориентированной модели подошли ПОО-лидеры, которые чаще сотрудничают с компаниями-работодателями и используют корпоративные стандарты для аттестации обучающихся. ПОО «догоняющего развития» заинтересованы во внедрении указанного подхода, но пока не достигли в этом значимых успехов. Отстающие ПОО в меньшей мере нацелены на решение этой задачи  – слишком сильный отрыв от ПОО остальных кластеров определяет смещение фокуса их деятельности в сторону социальной функции.

№ 25(42) Шугаль Н.Б., Варламова Т.А., Бондаренко Н.В. «Потенциал практико-ориентированного обучения в оценках руководителей профессиональных образовательных организаций»