Совмещение учебы в университете и работы: от бакалавриата до аспирантуры
В информационном бюллетене представлены результаты исследования, посвященного феномену совмещения работы и учебы студентами и аспирантами российских вузов. В фокусе исследования – масштаб и мотивы такого совмещения на разных уровнях образования, а также последствия массового совмещения на уровне аспирантуры. Исследование базируется на данных опроса студентов российских вузов в рамках Мониторинга экономики образования (2021 г.), всероссийского опроса аспирантов российских вузов (2016 г.), а также данных лонгитюдного исследования аспирантов НИУ ВШЭ (2012–2018 гг.). В докладе описан зарубежный и российский опыт изучения совмещения работы и учебы на разных этапах обучения, проанализированы основные сложности совмещения, связь типа трудоустройства с результатами и опытом аспирантов, а также специфика карьерных планов аспирантов.
Предлагаем Вашему вниманию информационный бюллетень № 22(39), 2022 «Совмещение учебы в университете и работы: от бакалавриата до аспирантуры», подготовленный Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» в рамках Мониторинга экономики образования.
Главные выводы выпуска:
-
Около половины опрошенных впервые устраиваются на работу уже на первом или втором курсе бакалавриата. Среди наиболее распространенных мотивов трудоустройства на ранних этапах обучения выделяются финансовые трудности, желание получить опыт работы и понять реалии современного рынка труда. В условиях ограниченного финансирования аспирантуры студенты впоследствии не могут отказаться от работы в пользу полноценной учебы в аспирантуре.
-
У аспирантов с разными вариантами трудоустройства опыт обучения в аспирантуре протекает по-разному: различаются мотивы поступления в аспирантуру, частота взаимодействия с научным руководителем, шансы защиты диссертации и пост-аспирантские планы.
-
При прочих равных условиях наличие у аспиранта работы снижает шансы на защиту диссертации. Однако решающим фактором становится не просто наличие работы, но ее специфика. Так, работа на исследовательской позиции в университете – значимый предиктор успешной защиты диссертации. Кроме того, эффекты других факторов защиты диссертации различаются для аспирантов, трудоустроенных в вузе и вне его.