• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Цифровые технологии в раннем и дошкольном возрасте

В информационном бюллетене представлены результаты исследования цифровой среды, окружающей ребенка раннего и дошкольного возраста дома и в образовательной организации. Базой данных настоящего исследования являются результаты опросов заведующих, воспитателей и родителей воспитанников детских садов, проведенных в рамках «Мониторинга экономики образования» в 2020/2021 учебном году.Ключевыми направлениями анализа стали цифровая среда, окружающая дошкольника в семье и детском саду (доступ к устройствам, интенсивность использования, виды контента, уровень цифровой грамотности взрослого окружения), сходства и различия домашнего и образовательного контекстов цифровой социализации; практики повышения цифровой грамотности детей в ДОО сквозь призму представлений педагогов и родителей; риски включения детей дошкольного возраста в цифровую среду.

Предлагаем Вашему вниманию информационный бюллетень № 21(38), 2022 «Цифровые технологии в раннем и дошкольном возрасте» , подготовленный Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» в рамках Мониторинга экономики образования.

Главные выводы выпуска:

  • Цифровая среда, окружающая дошкольников дома, характеризуется относительной интенсивностью и меняется в зависимости от возраста детей. В доступе детей различные по своему функционалу устройства, при этом родители обладают достаточно высоким уровнем компьютерной грамотности. Содержание экранного времени включает образовательный и развивающий контент, который не всегда соответствует возрастно-психологическим особенностям ребенка. Около половины родителей не осуществляют контроль за использованием детьми гаджетов, телевизоров и т.п.
  • Цифровая среда в дошкольной организации лишь отчасти является средой самого дошкольника. Преимущественно техника предназначена для взрослых и используется руководителями и педагогами детских садов. Программное обеспечение и оборудование зачастую невысокого качества, что не позволяет выполнять методическую и отчетную работу без затруднений. У руководителей доступ к устройствам выше, чем у воспитателей. Преобладает оборудование, в целом малоподходящее для использования детьми дошкольного возраста.
  • Навыки заведующих и воспитателей в области информационно-коммуникационных технологий оцениваются ими самими достаточно высоко, однако многие педагоги хотели бы в ближайшем будущем пройти курсы повышения квалификации по улучшению этих навыков, а также по поддержке освоения детьми информационной среды (сейчас соответствующими компетенциями обладают очень мало специалистов).
  • При работе с детьми цифровое оборудование применяется сравнительно редко. Устройств, используемых детьми, довольно мало. Повышением компьютерной грамотности дошкольников занимаются примерно десятая часть педагогов. Преобладают технические средства, подходящие для группового одновременного использования. Чаще всего они стационарные, используемые в большей степени для учебных задач, а не для игры или досуга. По-видимому, применением цифровой техники делает образовательный процесс более трудоемким, что требует от методистов и воспитателей особых усилий. Усилия, предпринимаемые (или декларируемые) воспитателями, не всегда заметны родителям: большинство из них считают, что освоение цифровых технологий детьми в саду никак не поддерживается. При этом родители не стремятся к изменению такого положения вещей.
  • Родители нечасто воспринимают детский сад как значимого агента включения детей в цифровую среду. При этом считают, что соответствующая работа воспитателей приносит скорее пользу, чем вред, доверяют им в выборе содержания и контроле за использованием цифровых технологий.
  • Воспитатели относятся к цифровизации образования: видят потенциальные риски раннего вовлечения детей в сферу цифровых технологий, понимают ограничения своих навыков и технических ресурсов организации.
№ 21(38), 2022 Михайлова Я.Я., Нисская А.К. «Цифровые технологии в раннем и дошкольном возрасте»