• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Востребованные навыки студентов российских вузов

Универсальные компетенции, востребованные во всех областях экономики, играют важную роль на рынке труда. Данный информационный бюллетень посвящен анализу предложения двух важнейших групп навыков среди студентов высшего образования – знаний иностранных языков и цифровых компетенций. Рассматриваются масштабы распространения навыков по направлениям подготовки, видам программ и категориям вузов. Наблюдаются значительные различия в уровне языковых и цифровых навыков среди студентов разных категорий вузов, что увеличивает дифференциацию в отдаче на образование на российском рынке труда.

Предлагаем Вашему вниманию информационный бюллетень № 20(37), 2022 «Востребованные навыки студентов российских вузов», подготовленный Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» в рамках Мониторинга экономики образования.

Главные выводы выпуска:

  • Большинство студентов не обладает продвинутым уровнем цифровых навыков. Сохраняется явная привязка цифровых компетенций к ограниченному числу направлений подготовки, в основном к математике и компьютерным наукам. Низкий уровень цифровых навыков свидетельствует о несоответствии преподаваемого образовательного контента спросу со стороны рынка труда.
  • Среди студентов-инженеров половина (51%) не имеет опыта программирования, а 31% владеют этими навыками только на базовом уровне. Уровень владения компьютерными навыками студентов инженерных направлений подготовки отражает присутствующую местами архаичность и низкие темпы модернизации российского инженерного образования.
  • Вузы разных категорий существенно различаются по уровню приобретенных студентами навыков. В ведущих вузах (прежде всего в НИУ и участниках Программы «5-100») обучение этим языковым и цифровым компетенциям проводится более интенсивно, чем в остальных. Ведущие вузы чаще остальных включают в образовательную программу курсы, предполагающие регулярное использование компьютера.
  • Практически все студенты вузов имеют опыт изучения английского или другого иностранного языка, однако для подавляющего большинства характерен только начальный уровень знаний. Свободным английским языком обладают всего 7% студентов, что ограничивает возможности использовать его в профессиональных целях.
  • Знание английского языка коррелирует с социальными факторами. В значительной степени наличие продвинутых языковых навыков определяется материальным и образовательным уровнем семьи.
№ 20(37), 2022 Рожкова К.В., Рощин С. Ю., Травкин П.В. «Востребованные навыки студентов российских вузов»