• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школьное образование в контексте национальных целей и приоритетных проектов: аналитический доклад

В аналитическом докладе представлен анализ современного состояния и динамики системы школьного образования, проведенный в контексте национальных целей развития образования Российской Федерации, а также реализуемых федеральных проектов национального проекта «Образование». Национальные цели и задачи федеральных проектов определяют ключевые ориентиры образовательной политики – создание современной образовательной среды, обеспечение системы квалифицированными педагогическими кадрами, развитие системы дополнительного образования детей и системы выявления и поддержки талантов, снижения остроты проблемы образовательного неравенства. Данный фокус впервые позволил увидеть и проанализировать результаты проведенного Мониторинга как инструмента оценки эффективности стратегических мер развития отрасли и ответить на вопросы: насколько меры, направленные на достижение стратегических приоритетов развития системы школьного образования, влияют на его динамику в целом? Насколько возникающие внешние вызовы вмешиваются в логику этих изменений?

Предлагаем Вашему вниманию аналитический доклад «Школьное образование в контексте национальных целей и приоритетных проектов», подготовленный Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» в рамках Мониторинга экономики образования.

Главные выводы:

  • Наличие смен в школах по-прежнему является одним из серьезных факторов, препятствующих реализации национальных целей по вхождению России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. Только 85% школьников обучаются сегодня в первую смену. Фактор сменности негативным образом влияет и на отношение родителей к школе, и на мотивацию школьников к обучению.
  • Возможность получения школьниками горячего питания заявлена правительством Российской Федерации как одно из приоритетных направлений. По данным Мониторинга экономики образования, горячее питание получают 77% школьников. Доля детей, получающих горячее питание, снижается по мере увеличения численности населения в населенном пункте, где находится школа. Доля старшеклассников, получающих горячее питание, значительно ниже доли учащихся начальной школы.
  • Проблема качества педагогических кадров и их профессионального роста является ключевой для достижения показателей национальных целей. Две трети опрошенных учителей считают, что в настоящее время заработная плата в школе, в которой они работают, неконкурентоспособна на региональном рынке труда.
  • Около 80% опрошенных родителей школьников отметили, что их дети посещают дополнительные общеобразовательные программы. Причем, 41% указали, что дети осваивают эти программы на базе как школ, так и организаций дополнительного образования. Фактически дополнительное образование стало полноценным элементом школьного образования, залогом повышения его качества и поддержки талантов.
  • Образовательное неравенство – одна из наиболее серьезных проблем и рисков в отношении достижения национальных целей и задач федеральных проектов. Зачастую это неравенство рождается за пределами школы в силу дифференциации семей по социально-экономическому статусу. Дети из семей с низким социально-экономическим статусом хуже учатся и в меньшей степени вовлечены в дополнительное образование.
Мерцалова Т.А.Косарецкий С.Г.Анчиков К.М.Заир-Бек С.И., Звягинцев Р.С., Керша Ю.Д.Сенина Н.А. Школьное образование в контексте национальных целей и приоритетных проектов: аналитический доклад / Редакционная коллегия: Я.И. КузьминовЛ.М. ГохбергН.Б. Шугаль, НИУ ВШЭ, 2022