Образовательные стратегии обучающихся: изменения за 20 лет
В новом выпуске информационного бюллетеня проанализированы потоки обучающихся по основным уровням образования – начиная с дошкольного и заканчивая подготовкой кадров высшей квалификации – за последние 20 лет. Анализ проводится на основе модели движения обучающихся между основными образовательными программами, а также между системой образования и рынком труда. Работа базируется на данных статистики образования и результатах ряда выборочных обследований Росстата. В результате исследования выявлены основные образовательные траектории и стратегии, а также проинтерпретированы изменения в них, произошедшие с 2001 по 2021 г.
Предлагаем Вашему вниманию информационный бюллетень № 19(36), 2022 «Образовательные стратегии обучающихся: изменения за 20 лет» , подготовленный Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» в рамках Мониторинга экономики образования.
Главные выводы выпуска:
-
Во второй половине 2010-х гг. большинство выпускников 9-х классов продолжали обучение в средней школе, чуть более 40% поступали на обучение по программам СПО. Около 70% выпускников 11-х классов выбирали высшее образование, каждый пятый продолжал обучение в колледже и каждый десятый выходил из системы образования. Картина была весьма стабильной в эти годы.
-
«Пандемийный» 2020 год внес свои коррективы: выросла доля школьников, покинувших систему образования. Доля выпускников 11-х классов, поступивших в вузы, упала с 70% в 2019 г. до 64% в 2020 г., «высвободившиеся» 6% распределились поровну между поступившими на программы подготовки специалистов среднего звена и решившими не продолжать обучение в системе образования в этом году.
- В 2021 г. началось восстановление показателей: доля выпускников 9-х классов, покинувших систему образования, оказалась меньше, чем годом ранее (5,4% против 6,6%); до 68% выросла доля выпускников средней школы, продолживших обучение в вузах.
- Высшее образование по-прежнему в приоритете, особенно для выпускников 11-х классов. Однако в последние годы его популярность становится несколько ниже по сравнению с 2009-2014 гг., когда в вуз поступали 76-78% выпускников 11-х классов.
- Траектория «основная школа – средняя школа – вуз» в последнее время конкурирует с траекторией «основная школа – программы СПО – вуз». Путь «из основной школы в среднюю» представляется целесообразным, если ведет к поступлению на очное, преимущественно бесплатное, обучение в вузе. Однако чаще, чем раньше, стало распространено «отложенное» поступление в вуз на платное очное обучение после 11-го класса.
- Растет спрос молодежи на среднее профессиональное образование. Это происходит за счет программ подготовки специалистов среднего звена (ПССЗ), тогда как программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ПКРС) на протяжении последних двух десятилетий переживают серьезный спад популярности. Хотя спрос на СПО предъявляют, главным образом, девятиклассники, намечается тенденция к росту спроса на образование этого уровня и со стороны выпускников 11-х классов.
- Для выпускников 9-х классов, выбирающих СПО, характерны две основные стратегии: «СПО как самоцель» (около трети выпускников) и «СПО как трамплин в вуз» (14%). Первая предполагает «нетранзитную» образовательную траекторию, где получение СПО – конечная цель перед выходом на рынок труда. Вторая – «транзитную» траекторию, в которой получение СПО – переходный этап перед поступлением в вуз. Среди лиц, выбравших программы ПССЗ, наблюдается тенденция к росту доли приверженцев стратегии «СПО как самоцель», т. е. программы ПССЗ все чаще рассматриваются в качестве целевого уровня профессионального образования. Обратная тенденция характерна для программ ПКРС.
- В аспирантуре и докторантуре в течение последних 10 лет сокращалась доля успешно завершающих обучение – с 64% в 2010 г. до 52% в 2021 г. Доля защит диссертаций также падала: если в 2005 г. ученую степень в результате обучения получал примерно каждый пятый, то в последние годы доля защитившихся не доходила и до 10%. Обучение в аспирантуре пока воспринимается скорее как социальный лифт, нежели как этап на пути к научной карьере. Однако в последнее время наметились позитивные сдвиги в приеме и выпуске: темп прироста приема в 2020–2021 гг. по отношению к 2019 г. составил 6 п. п., выпуска в 2021 г. по отношению к 2020 г. – 1 п. п.