• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Списывание и плагиат: установки студентов и реакция преподавателей

В информационном бюллетене представлены результаты исследования факторов списывания и плагиата среди студентов и выделяются категории студентов, находящихся в области риска нечестного обучения. Базой данных для данного исследования являются результаты опросов студентов и преподавателей в рамках Мониторинга экономики образования в 2020/2021 гг. Особое внимание уделяется таким факторам, влияющим на поведение студентов, как возможности для индивидуализации обучения, уровень удовлетворенности обучением, преобладание пассивных методов обучения. Кроме того, анализируются типичные реакции преподавателей на академическое мошенничество студентов, а также оценки масштаба институциональных мер борьбы с некорректными заимствованиями.

Предлагаем Вашему вниманию информационный бюллетень № 17(34), 2022 «Списывание и плагиат: установки студентов и реакция преподавателей», подготовленный Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» в рамках Мониторинга экономики образования.

Главные выводы выпуска:

  • Данные исследования подтверждают полученные ранее выводы о высокой распространенности академического мошенничества среди студентов: по данным Мониторинга экономики образования около половины студентов время от времени прибегают к списыванию домашних заданий.
  • В группе риска находятся наименее вовлеченные студенты, а также студенты, неудовлетворенные качеством образования в своем вузе, выбором вуза или направления подготовки. У таких студентов может не хватать мотивации самостоятельно выполнять необходимый объем учебных заданий. Также реже списывают учащиеся, у которых была возможность выбора учебных курсов, связанных с их направлением обучения, что указывает на важность предоставления возможностей для индивидуализации обучения. 
  • Студенты чаще прибегают к списыванию, если их преподаватели используют преимущественно пассивные практики обучения, такие как пересказ и переписывание материала. Преобладание же на занятиях активных видов деятельности, таких как участие в обсуждениях или применение теоретических концепций к кейсам, напротив, может приводить к снижению масштабов списывания.
  • Студенты оправдывают списывание, если испытывают страх забыть материал, не справляются с учебной нагрузкой, а также если ценность курса для профессии ставится под сомнение. При этом списывание критикуется, поскольку оно может мешать обретению навыков и знаний. Это подчеркивает важность обоснования преподавателями ценности своих курсов, а также возможности практического применения получаемых знаний в дальнейшем.
  • У чуть менее половины опрошенных студентов имеется убеждение о том, что в списывании нет ничего плохого, сформированное еще в школе.
  • Практика проверки оригинальности студенческих работ повсеместна в российских вузах, но зачастую касается не всех, а выборочных типов письменных работ студентов. При этом большинство преподавателей мягко реагируют на плагиат, а именно дают возможность переписать работу, в которой он обнаружен.
№ 17(34), 2022 Шмелева Е.Д., Сагитов Е.Б. «Списывание и плагиат: установки студентов и реакция преподавателей»