• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Опыт дистанционного обучения и дефициты современной школы: позиции школьников и родителей

Из печати вышел 1-й выпуск серии информационных бюллетеней по Мониторингу экономики образования «Опыт дистанционного обучения и дефициты современной школы: позиции школьников и родителей», подготовленный Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики».

Внезапный вынужденный опыт дистанционного обучения во время пандемии COVID-19 позволил семьям школьников увидеть процесс обучения «изнутри». Трудности, с которыми в этот период столкнулись семьи, объясняются не только нехваткой электронных устройств и пространства в доме или необходимостью совмещать работу и помощь детям с учебой, но зачастую укоренены в сложившейся педагогической культуре. Такие трудности связаны с системными дефицитами («провалами») привычного образовательного процесса, указывая, в том числе, на растущий разрыв между школой и реальным современным миром. Данный выпуск бюллетеня описывает опыт дистанционного обучения на основе этнографического исследования 36 семей из 9 регионов России. Этот метод позволяет пересмотреть «само собой разумеющееся» и проследить глубинные причины трудностей в обучении, требующие отражения в долгосрочной стратегии развития массовой школы.

Главные выводы выпуска:

  • Ученики ищут большей самостоятельности, чем предлагает школа на обычном уроке и в домашней работе; нехватка пространства для самостоятельного выбора снижает учебную мотивацию, перекладывая ее на внешний контроль; в дистанционном формате функция контроля переходит от школы родителям, тогда как более продуктивным решением является создание вовлекающих учебных ситуаций с пространством для самостоятельности.
  • Ученики не умеют самостоятельно работать с информационными текстами. Многие привыкли к трансляционной парадигме преподавания, где учитель переводит написанный текст в устный формат, добавляя пояснения, акцентируя важное; текст учебников не всегда адаптирован для самостоятельной работы учеников.
  • Коммуникативная культура школы устарела. Модель, в которой учитель и дети находятся на разных полюсах иерархии, не срабатывает. Дети не привыкли задавать содержательные вопросы друг другу и учителю. В условиях дистанционного обучения устаревшая коммуникативная культура рассыпается.
  • Школа не воспринимает родителей как значимых участников образовательного процесса; родители слабо ориентируются в содержании образования, не имеют возможности ознакомиться с ним на понятном им языке и потому зачастую затрудняются с оказанием своим детям посильной помощи.
  • Школьники активно используют интернет для отдыха, общения, развлечений, но не привыкли использовать его в образовательных целях. Фокусировка на технических аспектах «цифровой грамотности» будет усугублять цифровой разрыв и неравенство между образовательными возможностями семей даже при их формально одинаковой обеспеченности электронными устройствами и качеством интернет-связи. Необходимо формирование определенных установок и поведенческих практик, поддерживать их формирование – задача и школы, и семьи.
  • Родители, занятые нерутинным трудом (независимо от социально-экономического статуса), лучше смогли адаптироваться к кризисной ситуации дистанционного обучения. В развитии партнерских отношений с родителями школам следует уделить особое внимание родителям, занятым в сфере рутинного труда.
  • Наметились новые родительские установки применительно к ожиданиям от образования: важны не только знания, но и умение их применять в разных ситуациях; сами знания должны быть глубокими и не должны фокусироваться на запоминании дат и фактов; для достижения хороших результатов ученик должен быть заинтересован и активно вовлечен в учебу.
 
 №1, 2021 Добрякова М.С., Юрченко О.В., Сивак Е.В. «Опыт дистанционного обучения и дефициты современной школы: позиции школьников и родителей»