• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вышел новый сборник «Индикаторы образования»

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ совместно с Минобрнауки России и Росстатом выпустил очередной статистический сборник из серии «Индикаторы образования». Издание содержит данные, отражающие уровень и динамику основных индикаторов развития образования в России — образовательные достижения обучающихся, связь образования с рынком труда, финансирование образования, состав обучающихся, персонал, условия обучения. Отдельный раздел посвящен международным сопоставлениям.

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ совместно с Минобрнауки России и Росстатом выпустил очередной статистический сборник из серии «Индикаторы образования». Издание содержит данные, отражающие уровень и динамику основных индикаторов развития образования в России — образовательные достижения обучающихся, связь образования с рынком труда, финансирование образования, состав обучающихся, персонал, условия обучения. Отдельный раздел посвящен международным сопоставлениям.

Можно отметить некоторые интересные цифры, представленные в сборнике.

4,9% ВВП составили в 2014 году расходы на образование, в том числе государство затратило на эти цели 4,3% ВВП. На протяжении последних пяти лет данный показатель не превысил 5% отметки, колеблясь в пределах 4,7-5,0%.

7,3% достиг в 2014 году уровень безработицы среди выпускников, окончивших в 2011-2013 годах профессиональные образовательные организации и вузы (среди выпускников 2010-2013 годов этот показатель составлял 8,6%). Среди выпускников, получивших высшее образование, уровень безработицы составил 5,6%, среднее профессиональное образование — 9,1 и 11,6% (по программам подготовки специалистов среднего звена и программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих соответственно).

64,6% детей в возрасте от 1 года до 6 лет в 2014 году были охвачены дошкольным образованием. Проблема обеспечения общедоступности дошкольного образования решается сегодня и за счет использования внутренних резервов системы образования, в том числе более гибких режимов пребывания детей в детских садах: в практику внедряются группы кратковременного (от трех до пяти часов в день), но регулярного пребывания детей. Такие группы посещало 160,6 тыс. детей (2,4% от общей численности воспитанников).

70,4% научно-педагогических работников (НПР) вузов по состоянию на начало 2014/2015 учебного года имели ученую степень, в том числе ученую степень доктора наук — 14,6%, кандидата наук — 55,8%. Уровень научной квалификации НПР вырос по сравнению с 2010/2011 учебным годом почти на 7 процентных пунктов.

165 вузов прекратили свою деятельность с 2010 по 2014 год, из них 105 государственных и муниципальных. В целом сеть образовательных организаций высшего образования за это время сократилась на 14,8%. Этот процесс связан с основными направлениями государственной политики в сфере образования, одним из которых является ликвидация избыточной сети образовательных организаций, которые готовят специалистов низкого качества, а также по невостребованным рынком труда специальностям.

6,3 тыс. общеобразовательных организаций на начало 2014/2015 учебного года требовали капитального ремонта (13% от общего числа общеобразовательных организаций; доля обучающихся в них — 12,9%). 

1,1% школ по состоянию на начало 2014/2015 учебного года оставались в аварийном состоянии, большинство из них (75% от общего числа аварийных организаций) — сельские школы. 

В сборнике «Индикаторы образования: 2016» использованы сведения Федеральной службы государственной статистики, Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального казначейства, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также собственные методологические и аналитические разработки ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Сборник рассчитан на широкий круг читателей, интересующихся проблемами развития информационного общества и цифровой экономики.