• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Деятельность учреждений высшего профессионального образования

Основные показатели деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования 

    2000/2001      2005/2006      2007/2008      2008/2009      2009/2010      2010/2011      2011/2012   
        
Число образовательных учреждений среднего профессионального образования, на начало учебного года
        
Всего965106811081134111411151080
Государственные и
муниципальные учреждения
607655658660662653634
Негосударственные учреждения  358413450474452462466
        
Численность студентов на начало учебного года, тыс. чел.
        
Всего4741,47064,67461,37513,17418,87049,86490,0
Государственные и
муниципальные учреждения
4270,85985,36208,46214,86135,65848,75453,9
Негосударственные учреждения  470,61079,31252,91298,31283,31201,11036,1
        
Прием студентов, тыс. чел.
        
Всего1292,51640,51681,61641,71544,21399,51207,4
Государственные и
муниципальные учреждения
1140,31372,51384,01362,71329,61195,41057,7
Негосударственные учреждения  152,2268,0297,6279,0214,6204,0149,7
        
Выпуск специалистовтыс. чел.
        
Всего635,11151,71335,51358,51442,31467,91442,9
Государственные и
муниципальные учреждения
578,9978,41108,91125,31166,91177,81157,3
Негосударственные учреждения  56,2173,3226,6233,2275,5290,1285,6

 

На начало 2011/2012 учебного года в стране функционировало 1080 образовательных учреждений высшего профессионального образования. Филиальная сеть образовательных учреждений высшего профессионального образования насчитывала 1639 филиалов. Число государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования составило 634, негосударственных – 466. Среди государственных и муниципальных учреждений 4% относились к автономным учреждениям, столько же к казенным, и 92% – к бюджетным.

По сравнению с 2000/2001 учебным годом число государственных и муниципальных учреждений увеличилось на 4%, негосударственных – на 25%. Вместе с тем в последние годы наблюдается тенденция сокращения числа образовательных учреждений высшего профессионального образования, обусловленная рядом существенных изменений в системе высшего профессионального образования. Начался процесс объединения образовательных учреждений высшего профессионального образования, нацеленный на сокращение избыточного числа этих учреждений, повышения качества подготовки студентов за счет интеграции финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов. В связи с этим часть вузов была реорганизована путем присоединения к ним других вузов в качестве структурных подразделений либо ликвидирована. Сокращение сети вузов началось в 2009 г. и в первую очередь коснулось негосударственных вузов. Тогда число образовательных учреждений высшего профессионального образования сократилось по сравнению с 2008 г. на 20 учреждений (или на 1,8%): прекратили свою деятельность 22 негосударственных вуза, число же государственных, наоборот, возросло на два. В последующие годы сокращение коснулось и сети государственных и муниципальных учреждений. В 2010 г. их число уменьшилось по сравнению с 2009 г. на 9 учреждений (на 1,4%), в 2011 г. по сравнению с 2010 г. – на 19 учреждений (на 2,9%). Число негосударственных вузов за период 2009-2011 гг. сократилось на 1,3%.

Объемы подготовки кадров в негосударственных вузах незначительны и составляют около 16% численности студентов, 12% приема студентов и 20% выпуска специалистов со средним профессиональным образованием.

Численность студентов, обучавшихся по программам высшего профессионального образования, увеличилась по сравнению с 2000 г. на треть. Неблагоприятная демографическая ситуация вызвала сокращение приема в вузы с 2008/2009 учебного года, а уже в следующем году стала уменьшаться и численность студентов. В 2011/2012 учебном году она сократилась по сравнению с 2008/2009 учебным годом на 13,6%.

Источник: Федеральная служба государственной статистики, Министерство образования и науки Российской Федерации