Деятельность учреждений высшего профессионального образования
Основные показатели деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования
2000/2001 | 2005/2006 | 2007/2008 | 2008/2009 | 2009/2010 | 2010/2011 | 2011/2012 | |
Число образовательных учреждений среднего профессионального образования, на начало учебного года | |||||||
Всего | 965 | 1068 | 1108 | 1134 | 1114 | 1115 | 1080 |
Государственные и муниципальные учреждения | 607 | 655 | 658 | 660 | 662 | 653 | 634 |
Негосударственные учреждения | 358 | 413 | 450 | 474 | 452 | 462 | 466 |
Численность студентов на начало учебного года, тыс. чел. | |||||||
Всего | 4741,4 | 7064,6 | 7461,3 | 7513,1 | 7418,8 | 7049,8 | 6490,0 |
Государственные и муниципальные учреждения | 4270,8 | 5985,3 | 6208,4 | 6214,8 | 6135,6 | 5848,7 | 5453,9 |
Негосударственные учреждения | 470,6 | 1079,3 | 1252,9 | 1298,3 | 1283,3 | 1201,1 | 1036,1 |
Прием студентов, тыс. чел. | |||||||
Всего | 1292,5 | 1640,5 | 1681,6 | 1641,7 | 1544,2 | 1399,5 | 1207,4 |
Государственные и муниципальные учреждения | 1140,3 | 1372,5 | 1384,0 | 1362,7 | 1329,6 | 1195,4 | 1057,7 |
Негосударственные учреждения | 152,2 | 268,0 | 297,6 | 279,0 | 214,6 | 204,0 | 149,7 |
Выпуск специалистов, тыс. чел. | |||||||
Всего | 635,1 | 1151,7 | 1335,5 | 1358,5 | 1442,3 | 1467,9 | 1442,9 |
Государственные и муниципальные учреждения | 578,9 | 978,4 | 1108,9 | 1125,3 | 1166,9 | 1177,8 | 1157,3 |
Негосударственные учреждения | 56,2 | 173,3 | 226,6 | 233,2 | 275,5 | 290,1 | 285,6 |
На начало 2011/2012 учебного года в стране функционировало 1080 образовательных учреждений высшего профессионального образования. Филиальная сеть образовательных учреждений высшего профессионального образования насчитывала 1639 филиалов. Число государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования составило 634, негосударственных – 466. Среди государственных и муниципальных учреждений 4% относились к автономным учреждениям, столько же к казенным, и 92% – к бюджетным.
По сравнению с 2000/2001 учебным годом число государственных и муниципальных учреждений увеличилось на 4%, негосударственных – на 25%. Вместе с тем в последние годы наблюдается тенденция сокращения числа образовательных учреждений высшего профессионального образования, обусловленная рядом существенных изменений в системе высшего профессионального образования. Начался процесс объединения образовательных учреждений высшего профессионального образования, нацеленный на сокращение избыточного числа этих учреждений, повышения качества подготовки студентов за счет интеграции финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов. В связи с этим часть вузов была реорганизована путем присоединения к ним других вузов в качестве структурных подразделений либо ликвидирована. Сокращение сети вузов началось в 2009 г. и в первую очередь коснулось негосударственных вузов. Тогда число образовательных учреждений высшего профессионального образования сократилось по сравнению с 2008 г. на 20 учреждений (или на 1,8%): прекратили свою деятельность 22 негосударственных вуза, число же государственных, наоборот, возросло на два. В последующие годы сокращение коснулось и сети государственных и муниципальных учреждений. В 2010 г. их число уменьшилось по сравнению с 2009 г. на 9 учреждений (на 1,4%), в 2011 г. по сравнению с 2010 г. – на 19 учреждений (на 2,9%). Число негосударственных вузов за период 2009-2011 гг. сократилось на 1,3%.
Объемы подготовки кадров в негосударственных вузах незначительны и составляют около 16% численности студентов, 12% приема студентов и 20% выпуска специалистов со средним профессиональным образованием.
Численность студентов, обучавшихся по программам высшего профессионального образования, увеличилась по сравнению с 2000 г. на треть. Неблагоприятная демографическая ситуация вызвала сокращение приема в вузы с 2008/2009 учебного года, а уже в следующем году стала уменьшаться и численность студентов. В 2011/2012 учебном году она сократилась по сравнению с 2008/2009 учебным годом на 13,6%.
Источник: Федеральная служба государственной статистики, Министерство образования и науки Российской Федерации